Развитие государственной политики в этой сфере идет в рамках ранее принятой Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Её реализация должна оформить переход от финансовой грамотности как набора знаний и компетенций граждан к формированию финансовой культуры, включающей в себя совокупность ценностей и установок, влияющих на финансовое поведение человека.
Министерство финансов РФ запустило 11 апреля масштабный проект — Всероссийская просветительская эстафета «Мои финансы». Мероприятие будет состоять из нескольких тематических этапов для всех возрастов. Предполагается, что старт каждого из этапов будет проходить в разных регионах страны. Первый этап пройдет в Москве, его тема созвучна проходящему сейчас Году семьи и посвящена грамотному управлению семейным бюджетом.
Особое внимание в рамках повышения финансовой грамотности уделяется работе с детьми и людьми с ограниченными возможностями. Специалисты Банка России создали мультфильмы и игры для детей с особенностями развития, которые помогут юным жителям разобраться, как обращаться с деньгами и не стать жертвой мошенничества.
Своим мнением по поводу проведения эстафеты поделилась заведующий кафедрой экономики Владимирского филиала Президентской академии, заместитель руководителя РМЦ по финансовой грамотности по Владимирской области, к.э.н., доцент Наталья Тихонюк:
Стратегия формирования финансовой культуры в настоящее время находится под пристальным вниманием Министерства финансов. В 2024 году началась реализация очередного этапа стратегии, где основной упор делается на формирование рационального финансового поведения зумеров или поколения Z. К ним относятся те, кто родился в период 2000–2020 г.г.
Ключевые особенности этих поколений заключаются в том, что они не видели мир без интернета, для них обычным делом является смешение реального и виртуального миров, а интернет-среда больше влияет на формирование личности ребёнка, чем родители или учителя. Живое общение теряет свою значимость.
Поэтому и контент по формированию финансовой культуры также адаптируется под новые требования. Появляются те форматы, которые, с одной стороны, понятны и методически верны с позиции Министерства финансов, а, с другой стороны, интересны современному поколению школьников.
Так и появилась эстафета «Мои финансы», которая запущена на одноимённом портале. Она состоит из 3 этапов: первый посвящен семейному бюджету, второй — методам получения дополнительных доходов молодёжи (развитию молодёжного предпринимательства), а третий — ответственному кредитованию. На каждом этапе представители субъектов РФ предоставляют различные формы активностей, которые могут быть использованы при формировании устойчивых поведенческих практик поколения Z. Например, на первом этапе предлагается серия семейных настольных игр, посвящённых ФинЗОЖу, или серия видеокастов в формате коротких образовательных видео, или чек-листы для проверки социальных льгот. Для более взрослого поколения предлагается серия статей, посвящённых грамотному финансовому поведению в различных жизненных ситуациях, начиная с работы в декрете, заканчивая сложными вопросами о финансовых взаимоотношениях при расставании.
Новое цифровое креативное поколение требует других подходов к формированию образовательных практик. И начинать нужно с пропаганды финансовой культуры: обоснованных и вдумчивых расходов, устойчивых доходов и грамотного инвестиционного поведения.
Например, во Владимирской области только в 2024 году совместно с Банком России на факультете экономики Владимирского филиала Президентской академии уже было опробовано несколько новых нестандартных форматов: конкурс видеороликов, студенческие дебаты, финансовые квизы, которые направлены на решение той самой важной проблемы- формирования осознанного финансового поведения, являющегося основной финансовой стабильности семьи.
#Финграмотность#Экономика#Социальная_повестка