Своим мнением поделилась эксперт Владимирского филиала Президентской академии, заведующая кафедрой финансов, кандидат экономических наук, Дарья Кошкина:
«Социальная поддержка населения в 2025–2027 годах является безусловным приоритетом при формировании бюджетов всех уровней. Расходы по данному направлению имеют высокий удельный вес как в федеральном бюджете, так и в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований. Если рассматривать общий объём средств, который в соответствии с Основными направлениями налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, будет аккумулирован в бюджетной системе РФ (включая внебюджетные фонды), то из 79,9 трлн руб. всех расходов 23,3 трлн руб., то есть более 29%, будет составлять раздел „Социальная политика“. И это, не считая расходов на образование, здравоохранение и иные разделы бюджетной классификации, по которым также финансируется часть вопросов, связанных с социальной поддержкой населения.
Система социальной поддержки охватывает мероприятия, направленные на повышение качества жизни различных категорий населения. Широкий круг мер поддержки ориентирован на семьи с детьми, что имеет высокое значение для реализации демографической политики государства. К каким мерам относится ежегодная индексация материнского капитала, пособий, выплачиваемых в связи с рождением детей, улучшение жилищных условий семей с детьми, в том числе через механизм льготной ипотеки, и многие другие. Высокая значимость данной категории расходов подтверждается реализацией с 2025 года нового национального проекта «Семья». Также большое внимание уделяется мерам финансовой и нефинансовой поддержки граждан старшего возраста. Так, в 2025 году планируется индексация социальных пенсий, а также финансирование мероприятий в области развития системы долговременного ухода за пожилыми людьми и гражданами с ограниченными возможностями здоровья.
Большое значение имеет порядок оказания социальных услуг, который обусловливает их доступность и своевременность. Необходимо повышение цифровой зрелости системы государственного и муниципального управления, что обеспечит получение большинства наиболее востребованных услуг в данной области в режиме онлайн, в том числе проактивно.
Помимо развития системы социальной поддержки населения на федеральном уровне, также крайне важны усилия региональных властей и органов местного самоуправления. Так, во Владимирской области в 2025 году планируется расширить критерий нуждаемости до двукратной величины прожиточного минимума, что позволит существенно увеличить количество семей с детьми, которые смогут рассчитывать на государственную поддержку. При этом поддержка многодетным семьям с 2025 года будет предоставляться без учета критерия нуждаемости.
Кроме того, во Владимирской области реализуется ряд мер социальной поддержки, касающихся отдельных категорий граждан, в частности, работников сферы культуры. С 2025 года по программе «Земский работник культуры» при переезде в сельскую местность и малые города с населением до 50 тысяч человек они смогут получать выплаты в размере 1 млн руб., что должно способствовать снижению дефицита кадров в учреждениях культуры.
В целом, меры социальной поддержки, реализуемые на уровне субъекта РФ, способны эффективно дополнить федеральные мероприятия и акцентировать внимание на решении наиболее значимых проблем, характерных для конкретной территории».