В пояснительной записке к документу инициатива объясняется необходимостью справедливого распределения части средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), в том числе в форме природной ренты от экспорта полезных ископаемых (нефти и газа).
Обосновывая идею, автор ссылается на положительный зарубежный опыт. В пример ставится практика США, где с 1976 года государственная корпорация Постоянный фонд Аляски ежегодно распределяет между жителями штата двадцать пять процентов от дохода с продажи нефти. Аналогично, по её мнению, работает норвежский государственный фонд, инвестирующий средства, полученные от продажи газа и нефти с последующей организацией выплат подданным королевства.
Что же конкретно предлагает депутат? Эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко поясняет: «Механизм, на первый взгляд, достаточно простой. Предложено параллельно с ФНБ создать и запустить с января следующего года Фонд социальной справедливости (ФСС). Капитал ФСС будет формироваться за счёт части (не менее пятнадцати процентов) средств ФНБ. Напомню, что основной источник накопления средств в ФНБ — доходы от экспорта энергоносителей. Далее планируется из средств ФСС, один раз в три месяца перечислять природную ренту с продажи нефти и газа за рубеж гражданам Российской Федерации. Но не всем, а только тем, кто имеет трудовой стаж от пятнадцати лет и выше. Специальные счета гражданам предложено открывать самостоятельно, но исключительно в тех банках, которые подконтрольны государству». Таким образом, суть предложения усматривается не в простой раздаче денег. Имеет место нацеленность на стимулирование трудовой активности и на усиление позиций государства в банковском секторе.
Тем не менее, реакция исполнительной власти отрицательная. В Правительстве считают, что ФНБ является достаточно эффективным инструментом для решения задач, указанных в законодательной инициативе, а создание ещё одного фонда с похожими целями нецелесообразным. Примечательно, что в Кабмине перманентно негативно относятся к любым инициативам, в основе которых лежит идея выплат гражданам т. н. ренты с прибыли от продажи природных ресурсов. Законопроект Анжелики Глазковой практически сразу же получил отрицательный отзыв Правительства.
На первый взгляд, логика в аргументах исполнительной власти присутствует. ФНБ создавался по образу и подобию норвежского государственного фонда, следовательно, положительный зарубежный опыт, на который ссылается автор законопроекта уже учтен. «Однако предложение уж больно привлекательное, не лишенное смысла и при условии должной проработки специалистами и необходимых расчётах, могло бы иметь значительный шанс на успех. Например, не создавая дополнительных структур, включить в качестве одного из целевых направлений функционирования ФНБ предлагаемый Анжеликой Глазковой вариант в уже существующий механизм, диверсифицировав, так сказать, его социально полезную сущность», — считает эксперт.
Ссылка Правительства на угрозу ускоренного исчерпания средств ФНБ, снижение оперативности федерального бюджета в части реагирования на неблагоприятные ситуации, потерю бюджетной системой устойчивости с возникновением рисков для её стабильности, представляется «дежурным аргументом», имеющим единственную цель — поставить преграду очередной инициативе, идущей не в тренде правительственной политики.