Нескучное обучение
Можно с уверенностью сказать, что в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России стало одной традицией больше. Четвертая Не#Лекция, на этот раз посвященная Всемирному дню здоровья и роли пластика в нашей жизни, состоялась 9 апреля под девизом «У вас есть право на здоровье».
Узнавать новое — это не скучно
Не#Лекция — уникальный формат открытых научно-популярных мероприятий, который придумали три человека: Оксана Васильевна Минкина, к.м.н., врач-дерматовенеролог, заместитель декана лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова; Александр Геннадьевич Ермолаев, к.м.н., доцент кафедры биологии имени академика В.Н. Ярыгина Института биологии и патологии человека, заместитель декана лечебного факультета, и Дарья Пирогова, студентка шестого курса лечебного факультета.
Рассказывая об истории появления этого «жанра», Александр Геннадьевич Ермолаев отмечает, что формат Не#Лекции родился случайно, после одного из заседаний студенческого кружка, на котором атмосфера совсем не такая академичная и строгая, как на занятиях. «Мы поняли, что хотим сделать что-то необычное. Был миллион идей, какие-то отвергались, какие-то модернизировались, и так родился формат. Хотя в принципе он с каждой новой лекцией рождается каждый раз. Мы понимаем, что хотим интерактивную лекцию, но какой она будет, мы не знаем, идеи появляются в процессе», — уточняет Александр Геннадьевич.
Не#Лекции адресованы широкой аудитории: не только тем, у кого уже есть научный бэкграунд, но и школьникам, а также всем, кто интересуется наукой и познанием.
Спикеры не транслируют какую-то конкретную позицию — они дают материал для размышления. Так, последняя Не#Лекция была посвящена Всемирному дню здоровья и проблеме пластика. Мы часто слышим о том, как он опасен для окружающей среды. Однако нельзя и упускать из виду необходимость пластика в медицине или промышленности. И как относиться к этому материалу после озвученной «не#лекторами» информации, решают сами слушатели. Те, кто хочет узнать больше, могут перейти по QR-кодам, размещенным в презентациях, и изучить оригинальные научные статьи по теме.
Как сделать обучение нескучным: вокруг Не#Лекции
В этом году Не#Лекция прошла уже в четвертый раз, и вокруг нее начали складываться свои традиции.
Обычно мероприятие посвящено какой-то дате, которая значима для всего мира. Первая Не#Лекция прошла в феврале 2023 года и была приурочена к Международному дню орфанных заболеваний. Поводом для последнего мероприятия стал Всемирный день здоровья.
Вторая традиция — организация тематического пространства в фойе перед аудиторией. Это стенды с интересной информацией, коллажи, инсталляции. В этом году гвоздем программы стали пластиковые контейнеры, в которых зеленела рассада. Контейнеры были сделаны из использованных бутылок (в полном соответствии с темой Не#Лекции).
Дарья Пирогова рассказала, что «сырье» для эксперимента собирал весь деканат лечебного факультета: чем ближе был назначенный день «премьеры», тем меньше пластика оказывалось в мусоре. Получается, что еще на этапе подготовки Не#Лекция помогала сберечь окружающую среду и практикой подтвердила освещаемый теоретический материал.
И наконец, у Не#Лекции есть сплоченная команда, которая работает в сотворчестве. «Материалы готовим вместе, но наибольшая часть научного материала — это заслуга Оксаны Васильевны Минкиной, особенно в четвертой Не#Лекции.
А если мы говорим о технической стороне, то у нас есть замечательный техник Дмитрий Горохов. Нам не надо говорить ему, что делать: он предлагает свои решения, и это экономит силы и время. Ведь на подготовку одной Не#Лекции уходит до двух месяцев. И конечно, коллеги помогают с плакатами, сувенирами, мы им очень благодарны. В связи с этим у нас есть еще одна традиция. В конце Не#Лекции всегда идут титры, где указаны все причастные к мероприятию», — говорит Александр Геннадьевич Ермолаев.
Репетиции до последнего
Если вы были хотя бы на одной Не#Лекции, то вы можете себе представить, насколько сложно провести такое мероприятие, которое сами авторы называют спектаклем. Это не просто рассказ экспертов, который сопровождается перелистыванием слайдов. Это постоянный интерактив — зрители участвуют в конкурсах, отвечают на вопросы, выполняют задания. «Как правило, в последнюю неделю перед Не#Лекцией мы уезжаем из Университета в девять-десять вечера, — говорит Дарья Пирогова. — Я понимаю, что после репетиции приеду домой, мне много надо будет учить, но у меня есть на это силы, потому что я замотивирована, работа над Не#Лекцией заряжает. Конечно, ежедневные лекции в Университете не могут проходить в таком формате. Но эта подача материала для студентов более интересна».
У команды Не#Лекции есть телеграм-канал (t.me/not_a_lecture), аудитория которого за год выросла до тысячи человек. Там можно почитать новости науки, узнать, какой фильм авторы Не#Лекции рекомендуют посмотреть, поделиться идеями. Это своеобразное комьюнити, объединенное одной идеей: наука — это не скучно, это интересно.
Зачем вам это?
Наш последний вопрос к «не#лекторам» был простым: «Зачем тратить два месяца на подготовку мероприятия, которое пройдет один раз? Зачем после основной работы искать пластиковые бутылки или готовить научный перформанс?».
Всё оказалось очень просто — в процессе подготовки авторы получают не меньшее удовольствие, чем слушатели непосредственно на мероприятии. А обратная связь вдохновляет их на продолжение работы. И кстати, у организаторов уже есть новые планы. Так что, когда увидите объявление об очередной Не#Лекции, рекомендуем прийти.