Происходящая трансформация рыночных условий и технологий не могла не затронуть такую тесно связанную с рынком сферу деятельности, как маркетинг. В современных условиях активно трансформируются привычные маркетинговые профессии. Вместе с развитием цифровых технологий, появлением новых аналитических инструментов, меняющихся запросов потребителей в маркетинге появляются новые направления и специализации.
Проведем обзор наиболее актуальных и перспективных профессий, востребованные в современном маркетинге.
1. Data-driven marketer
Это специалист, который работает с большими объемами данных. Особенности этой профессии заключаются в том, что маркетолог принимает решения на основе анализа цифр, а не на основе интуиции и личного опыта. Опираясь на цифры, он должен уметь интерпретировать данные, делать необходимые выводы, строить сценарии развития.
Какие задачи выполняет data-driven marketer:
- изучает поведение потребителей: что покупают, как покупают, как реагируют на рекламу, как ведут себя на сайтах и в социальных сетях и др.;
- используя полученные данные, предлагает конкретные маркетинговые активности, прогнозирует и отслеживает их результаты;
- сегментирует целевую аудиторию;
- оптимизирует размещение рекламы;
- готовит персонализированные предложения и т. д.
Благодаря умению работать с цифрами Data-маркетолог объективно оценивает ситуацию на рынке, вследствие чего его анализ и прогнозы становятся максимально точными. Сегодня Дата-маркетологи становятся важнейшим звеном для любого бизнеса, обеспечивая его уверенный рост и развитие.
2. Growth hacker
Growth Hacker – это специалисты, задачей которых является обеспечение многократного роста бизнеса за короткий промежуток времени. Специалисты этого профиля тестируют множество гипотез, с помощью которых можно достичь взрывного роста базы клиентов и продаж нового продукта. Часть гипотез находит дальнейшее развитие, а часть отвергнутых вместе с тем тщательно анализируется. Анализ побед и неудач служит основой для формирования и тестирования новых гипотез, до тех пор, пока не будет найдено решение, приводящее к существенному росту ключевых показателей деятельности. При этом гроусхакеры могут отходить от традиционных маркетинговых инструментов, применяя оригинальные методики, тестируя не только стандартные, но и необычные гипотезы. Обычно маркетолог входит в команду гроусхакеров, включающую и других специалистов: аналитиков, разработчиков, дизайнеров, проджект-менеджеров и др.
С уменьшением роли классического маркетинга, обусловленного применением массовой кастомизации, ростом стартапов, профессия growth hacker становится особенно актуальной и востребованной.
3. Influencer manager
Это специалист, отвечающий за продвижение продукта путем взаимодействия с инфлюенсерами — людьми, имеющими значительное влияние на аудиторию социальных сетей. В его задачи входит подбор подходящих лидеров мнений, поддержание контактов с ними, анализ социальных сетей, сбор статистики публикаций, оценка качества работы авторов и оценка эффективности сотрудничества. Influencer manager должен быть хорошим аналитиком, иметь полное представление об особенностях своей целевой аудитории, правильно выстраивать коммуникации, как с ней, так и с инфлюенсорами, быть креативным и готовым к изменениям, происходящим на рынке.
4. SEO & SEM specialist
Основная задача SEO специалиста — повысить видимость сайта в поисковой выдаче по релевантным запросам и привлечь на ресурс как можно больше посетителей. В их обязанности входит проведение SEO-аудита сайта; анализ сайтов конкурентов и собственного сайта; подбор ключевых слов для продвижения сайта; его внутренняя и внешняя оптимизация, наполнение нужным контентом; мониторинг и анализ результатов. Помимо знания основ маркетинга эти специалисты должны знать принципы работы поисковых систем, иметь опыт работы с такими программами, как Google Analytics, Яндекс.Метрика, Ahrefs, Screaming Frog и другие.
SEM-специалисты тоже работают с поисковыми системами, они помогают в планировании и управлении рекламными кампаниями в Интернете; обновляют сайты, обогащают их новыми технологиями; привлекают целевую аудиторию с использованием различных инструментов аналитики и таргетинга. В первую очередь эти специалисты должны понимать, как работает Интернет-маркетинг, но помимо этого, они должны обладать техническими навыками, навыками дизайна и др.
5. Social media strategist
Этот специалист разрабатывает и реализует стратегии присутствия организации в социальных сетях с целью повышения вовлечённости аудитории, укрепления узнаваемость бренда и достижения маркетинговых целей. В его задачи входит разработка стратегии; исследование аудитории и конкурентов; анализ предпочтений целевой аудитории; проведение рекламных кампаний; мониторинг эффективности и оптимизация стратегии.
Поскольку сейчас прежде всего через социальные сети происходит привлечение новых клиентов и удержание старых, эта профессия приобретает важное значение.
6. Content creator
Это специалист, который создаёт разнообразный контент для онлайн-публикации и распространения – тексты, видео, фотографии, аудиозаписи и другие мультимедийные материалы для привлечения внимания аудитории к бренду и формирования его положительного имиджа. Контент-креаторы создают уникальный контент для разных платформ, способствующий продвижению продукта или услуги среди целевой аудитории.
Заключение
Новые специальности в маркетинге требуют глубокого понимания современных технологических возможностей, постоянного развития профессиональных компетенций и готовности адаптироваться к изменениям на рынке. Эти профессии позволяют специалистам успешно справляться с новыми вызовами и достигать высоких показателей эффективности своей деятельности.
Козлова Н.П., к.э.н., доцент кафедры маркетинга Финуниверситета, член НП “Гильдия маркетологов"







