В современном российском обществе развитие системы местного самоуправления не только занимает важное место, но и становится во многом одним из ключевых направлений противодействия негативным воздействиям разворачивающегося глобального финансово-экономического кризиса. По оценкам наиболее серьёзных аналитиков (С.Ю.Глазьев, М. Л. Хазин, М. Г. Делягин, В. В. Катасонов), глубина этого кризиса будет сопоставима с Великой Депрессией США 1930–1933 гг. Есть основания полагать, что подобно тому, как в тот период в СССР шла индустриализация и, наоборот, в отличие от всего индустриального мира наблюдался экономический рост в 15–20% ежегодно, и в период этого кризиса России удастся автономизироваться от мировой долларовой системы разваливающегося Бреттон-Вудского мира (ВТО как один из институтов этого мира, правда, в тот период называвшийся ГАТТ, уже на фоне международных санкций против России и других стран превратилась в формальность) и, сформировав собственную национальную суверенную экономику обеспечить экономический рост. В этих условиях роль органов местного самоуправления становится, если не определяющей, то несоизмеримо с существующим положением значимой. И это связано не только с необходимостью качественно иного повышения эффективности реализации управленческих решений в центре и на местах, но и с кардинальным усилением роли граждан в решении вопросов местного значения.
В контексте этого особую значимость приобретает новый Федеральный закон от 20,03,2025 N 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти”. Этот документ представляет собой важный этап в трансформации институтов самоуправления, создавая новые возможности для повышения их ответственности и эффективности деятельности в реализации своих полномочий.
Основные новации
Одной из ключевых новаций в данном законе является расширение полномочий муниципальных образований не только через администрацию муниципального образования и его легислатуру, но и через привлечение наиболее активных граждан этого сообщества к решению возникающих проблем и обсуждению перспектив развития всего муниципального образования. Несомненно, это способствует повышению уровня самосознания жителей муниципалитета, проявлению форм их самоидентификации как представителей единого муниципального сообщества, укреплению их роли в обеспечении своих текущих и стратегических потребностей на местах. Этот Федеральный Закон предусматривает более широкое участие муниципальных органов в управлении социальными, экономическими и культурными процессами не только в рамках прежних полномочий, но и оказывать свое влияние и на региональный уровень государственного управления. Правда, процесс обоюдный, и, согласно данному ФЗ, это также усиливает влияние региональных органов государственного управления на органы местного самоуправления. Представляется, что поиск баланса по линии “централизация –децентрализация”, с попеременным успехом удерживаемый уже более 20 лет после принятя Федерального закона №131-ФЗ от 2003 года “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”, позволяетуглубить самосознание жителей муниципального образования, усилить самоидентичность муниципального сообщества, проявлять специфические особенности каждого муниципалитета в составе региона и, благодаря этому, подняться на более высокий уровень самоидентификации себя как члена муниципального сообщества и на это основе - более осознанно и продуманно защищать свои интересы, оперативно и активно реагировать на вызовы времени.
Важной возможностью, которая возникает с принятием нового закона, является развитие института инициативного бюджетирования на местах. Этот механизм даёт гражданам и общественным объединениям право предлагать проекты и участвовать в принятии решений по распределению части муниципальных ресурсов, что повышает уровень гражданского участия и укрепляет демократический фундамент местного управления. Возможности активного привлечения населения к обсуждению и реализации программ, вносить свое видение через так называемое соучаствующее проектирование, использование цифровых платформ для обсуждения вопросов, волнующих муниципальное сообщество создают более “прозрачную” и ответственную системусоциального управления в целом в регионе, что стимулирует гражданскую активность, инициативность и, в конечном счете, формирует более сильное муниципальное самоуправление, способное изыскивать внутренние резервы для противостояния кризисным явлениям.
Особенности
Кроме того, Федеральный закон от 20,03,2025 N 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» существенно расширяет правовые инструменты муниципальных образований в разработке и реализации межмуниципальных проектов, их планирования и распределении ресурсов. В условиях развития территориальных кластеров и совместных инфраструктурных проектов, администрации местного самоуправления получают право самостоятельно инициировать и реализовывать межмуниципальные соглашения, что содействует формированию более комплексных и системных решений в сфере социальной инфраструктуры, транспорта, культурных и спортивных мероприятий. Это создает условия для получения эффекта синергии и повышения эффективности закрепленных за муниципалитетами полномочий, а также способствует развитию территориальных межмуниципальных партнёрств и объединений, а в последующем — и межрегиональных партнёрств.
Данный Федеральный закон создает условия для расширения прав муниципальных служащих и органов местной власти в части внедрения инновационных решений и цифровых технологий. Возможности цифровизации процессов управления и предоставления услуг гражданам позволяют повысить качество взаимодействия, снизить административные барьеры и создать более гибкие механизмы учета интересов населения. Внедрение систем электронного голосования, онлайн-платформ для обсуждения градостроительных и межгородских проектов и дистанционного получения государственных услуг открывает новые горизонты для более активного участия граждан и повышения открытости местного самоуправления.
Однако, несмотря на очевидные преимущества, новые возможности в системе местного самоуправления сопряжены и с определёнными вызовами. В первую очередь — недостаточной готовностью ряда муниципальных образований к реализации расширенных полномочий. Это связано с ограниченными ресурсами, низким уровнем кадрового потенциала, а также недостаточной нормативной базой, которая могла бы обеспечить реализацию новых полномочий на должном уровне.
Кроме того, существенное расширение автономии муниципалитетов требует и значительного усиления их ответственности. Возникновение новых полномочий в области планирования, финансирования и реализации проектов ставит перед муниципальными органами задачи в части ответственности за результат. Необходимость формирования механизмов контроля, оценки эффективности действий и отчётности, чтобы ориентация на результат приносила отдачу, становится критически важной для обеспечения подотчётности и доверия со стороны граждан.
Вывод
Подводя итог, можно отметить, что Федеральный закон от 20,03,2025 N 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» открывает значительные возможности и новые перспективы для развития местного самоуправления в России. Он создает предпосылки для повышения уровня ответственности, усиления легитимности и эффективности муниципальных институтов, роста самоидентификации муниципального сообщества, а также — для более активного вовлечения граждан в процессы управления своей территорией. Реализация этих возможностей зависит от уровня готовности муниципальных служащих, да и в целом муниципальных образований, достигать поставленных задач в части эффективностимежмуниципального и муниципально-регионального взаимодействия на всех уровнях управления, а также от развития нормативной и ресурсной базы. В целом, данный законодательный акт формирует необходимые условия для становления более гибкой, инициативной и ответственной системы местного управления, что является важным шагом на пути к созданию современного демократического общества.







