Специалисты предупреждают, что ситуация будет ухудшаться, и рынок может столкнуться с серьёзным спадом.
В первой половине 2024 года российский автопром продемонстрировал значительный рост. С января по июнь было продано 719 311 автомобилей, что на 79% больше, чем за аналогичный период 2023 года (401 567 единиц). Лидерами продаж стали LADA (28,8%), HAVAL (1,32%), CHERY (9,92%) и GEELY (9,61%). Годовой итог составил 1,59 миллиона машин, из которых 60% пришлось на китайские бренды, 30% - на отечественные, а 10% - на параллельный импорт.
Летний спрос на автомобили удивил даже экспертов. Несмотря на высокие ставки по автокредитам (27–28%), покупатели активно приобретали машины. Только в июле было продано 124 394 новых легковых автомобиля — в полтора раза больше, чем в июле прошлого года (82 408 единиц).
За первые 11 месяцев 2024 года ВТБ выдал почти 350 тысяч автокредитов на сумму 471 миллиард рублей. По объёму и количеству сделок это более чем вдвое превышает показатели за аналогичный период 2023 года. Такие результаты во многом обусловлены активностью покупателей в первой половине года. Российские граждане спешили приобрести автомобили, ожидая их подорожания на фоне решения о повышении утилизационного сбора.
После объявления о предстоящей индексации продажи достигли десятилетнего максимума. На фоне дефицита предложения сформировался значительный отложенный спрос, который постепенно удовлетворяется за счёт появления новых моделей на рынке.
Что касается структуры рынка, лидерство сохранят китайские бренды: Chery, Geely и Haval. Производители активно расширяют модельные ряды, а серьёзной конкуренции на рынке пока не наблюдается. Европейские и американские автомобили, как и в 2024 году, будут представлены только в премиум-сегменте, отмечают эксперты ГК «АвтоСпецЦентр».
Важным фактором, который может повлиять на рынок в 2025 году, станет развитие инфраструктуры для электромобилей. Несмотря на то, что доля электрокаров в России пока минимальна, интерес к ним постепенно растет. Производители, такие как LADA и китайские бренды, уже анонсировали планы по выпуску электромобилей, адаптированных к российским условиям. Однако для массового перехода на электротранспорт необходимы значительные инвестиции в зарядную инфраструктуру и поддержка со стороны государства. Пока такие меры остаются на уровне обсуждений, что ограничивает потенциал роста этого сегмента.
«В целом, 2025 год станет для российского автопрома периодом испытаний. Рынок столкнется с необходимостью адаптации к новым экономическим реалиям, что потребует от игроков гибкости и инновационных решений. Снижение продаж, вероятно, приведет к консолидации рынка, когда более слабые игроки будут вынуждены уйти, а сильные — укрепить свои позиции. В таких условиях ключевым фактором успеха станет способность производителей и дилеров предложить потребителям не только доступные, но и качественные продукты, отвечающие их запросам в условиях ограниченных ресурсов», — комментирует эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Шмыгалева Полина.