Расположение Мариуполя непосредственно в акватории Азовского моря делает его окрестности привлекательными с точки зрения застройки. И здесь напрашивается очевидное решение о создании «Нового Мариуполя» в этом районе, в непосредственной близости с существующим городом и береговой чертой, включающего в себя комфортные жилые малоэтажные массивы различного назначения, со всей необходимой инфраструктурой.
Функционально застраиваемую территорию условно предлагается разделить на три блока.
Первый блок. Самый массовый. Малоэтажные застройки в виде коттеджных поселков для постоянного проживания и загородного отдыха, со всей необходимой для этого инфраструктурой — дорогами, общественным транспортом, детскими садами, школами и торговыми центрами. Эти поселки предлагается застраивать индивидуальными домами различной архитектуры, а также дуплексами и таунхаусами.
Второй блок. Курортная зона. Предлагается выполнить комплексную застройку из отелей, кемпингов, домов отдыха, развлекательных заведений, яхт-клубов и всем остальным, чем привлекают все успешные курортные зоны мирового уровня расположенные на берегу моря.
Третий блок. Рыбацкие поселки. Небольшую зону застраиваемого «Нового Мариуполя» предлагается отвести для любителей рыбной ловли. Эту часть предлагается застроить индивидуальными домиками для рыбаков любителей, а также рыбацкими деревнями для массового отдыха и рыбной ловли туристов.
При этом планируя и разрабатывая концепцию «Нового Мариуполя», также необходимо рассматривать накопленный отечественный и зарубежный опыт в этом направлении.
В этой связи хочется рассмотреть один интересный проект прошлых лет, опыт которого будет полезен при разработке концепции планирования данного проекта
Впервые концепцию построения нового зелёного малоэтажного города чётко сформулировал английский социал-утопист Эбенезер Говард, в своей книге «Города-сады будущего», изданной в 1898 году. В ней он написал, что сложившаяся на тот период времени классическая концепция формирования городской среды изжила себя. Его критике подвергался хаотический, ничем не ограниченный рост промышленного сектора города и общая антисанитария города. В качестве альтернативы им была предложена концепция небольшого города, сочетающего в себе все лучшие свойства города и деревни.
В соответствии с описанным в книге Говарда проектом, численность населения нового города должна была составить 32 тыс. человек. Города должны были образовываться в более крупные агломерации с единым центром и соединяться между собой сетью автомобильных и железных дорог. Общее население такого созвездия городов должно было составлять порядка 250 тыс. жителей.
Сам идеальный город Говарда представляет собой структуру из концентрических круглых зон. В самом центре такого города находится парк. Его окружают жилые дома, состоящие из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Радиус зоны с жилой застройкой должен составлять примерно один километр. На периферию выносятся сельхозугодия и промышленные объекты.
Идею Говарда подхватывали и подхватывают до сих пор многие архитекторы при разработках различных градостроительных концепций городов-спутников во всем мире.
Удачным примером создания в СССР города-сада является возведение в 1924–1928 гг. Первого и Второго рабочего поселка в г. Иваново.
Начиная с 1918 г. столичные архитекторы внедряли на территории Москвы и за её пределами множества проектов обустройства города по концепции городов-садов. Так, например в 2012 г. территория Москвы была увеличена в 2,4 раза за счёт территории Московской области. Вновь присоединенные территории стали называться Новой Москвой.
Основную структуру застройки Новой Москвы составляют, как правило, коттеджные поселки (КП) и поселки таунхаусов. В них также нашли свое отражения многочисленные идеи по созданию малоэтажной городской среды максимально комфортной для проживания, труда и отдыха людей.
Эти поселки имеют хорошую транспортную инфраструктуру, связывающую их между собой и самой Москвой. Архитектура домов разнообразная, а сами дома находятся в различных ценовых диапазонах. В поселках присутствует вся необходимая инженерная инфраструктура, а во многих из них есть торговые центры, детские площадки и другие спортивно- игровые комплексы. Но, к сожалению, в большинстве из них отсутствуют школы и детские сады. Это связано с тем, что на данном этапе большинство москвичей используют свои дома в этих поселках в основном для загородного отдыха, и семей проживающих там с детьми на постоянной основе не так уж много.
Выводы на основании выше изложенного напрашиваются следующие:
- Согласно утвержденной Минстроем России концепции мастер-плана развития города Мариуполя, предполагается его полное восстановление и реновация к 2040 году. В обозримом будущем, это будет крупный благоустроенный портовый город на юге России, с наличием действующего аэропорта, крупных промышленных предприятий и технопарков. Удобное географическое расположение города, непосредственно в акватории Азовского моря, делает его окрестности привлекательными с точки зрения застройки прилегающих к побережью территорий, малоэтажными жилыми массивами, для создания максимального комфорта жителям, а также приезжающим гостям и туристам. Эти жилые массивы предлагается объединить сетью автомобильных дорог в более крупные агломерации под общим названием «Новый Мариуполь».
- В основу создания «Нового Мариуполя» предлагается заложить концепцию городов-садов, предложенную в свое время Э. Говардом. При этом необходимо учесть различный отечественный и зарубежный опыт в этом направлении, в том числе рассмотреть реализованные проекты «Новой Москвы» и Рабочих поселков в г. Иваново.
Жилые массивы «Нового Мариуполя» предлагается сделать многофункциональными, предназначенными для проживания, отдыха и культурного времяпрепровождения