Интернет, социальные сети, мобильные приложения стали неотъемлемой частью жизни молодёжи, формируя их мировоззрение, ценности и поведение.
В этой цифровой среде нравственная культура молодёжи подвергается серьёзным испытаниям, но одновременно открываются и новые возможности для её развития.
Развитие информационных технологий оказывает глубокое и неоднозначное влияние на нравственную культуру современной молодёжи.
С одной стороны, открывается доступ к огромному объёму информации, расширяются горизонты познания, формируется критическое мышление и стимулируется творчество. Молодые люди получают возможность участвовать в дискуссиях и получать образование через онлайн платформы, не выходя из дома.
С другой стороны, интернет и социальные сети становятся площадкой для распространения негативной информации, дезинформации и пропаганды насилия. Молодёжь, особенно подростки, подвержены влиянию кибербуллинга, сталкиваются с проблемами зависимости от гаджетов и социальных сетей, что негативно сказывается на их психическом и физическом здоровье. Виртуальная реальность, зачастую искажённая и далёкая от реальной жизни, может привести к дезориентации и формированию нереалистичных ожиданий от жизни.
Главным аспектом является влияние информационных технологий на систему ценностей молодёжи. Материальные ценности, культ потребления, стремление к быстрой славе и успеху, активно продвигаемые в интернете, могут вытеснять традиционные моральные принципы, такие как честность, порядочность, милосердие и ответственность.
В этой сложной ситуации важную роль играет формирование нравственного иммунитета у молодёжи. Необходимо учиться анализировать информацию, отличать правду от лжи, противостоять манипуляциям и пропаганде. Важно воспитывать в молодых людях осознанное отношение к использованию информационных технологий, формировать навыки безопасного поведения в интернете и развивать способность к эмпатии и состраданию. Только в этом случае информационные технологии станут инструментом развития нравственной культуры молодёжи, а не фактором её деградации.
«Развитие информационных технологий представляет собой сложный и многогранный процесс, который оказывает существенное влияние на нравственную культуру молодёжи. Важно осознавать вызовы, которые несет в себе цифровая эпоха, и активно использовать возможности для формирования у молодого поколения высоких нравственных принципов, критического мышления и социальной ответственности. Только совместными усилиями семьи, школы, государства и общества мы сможем воспитать поколение, способное использовать информационные технологии во благо и строить справедливое и гуманное общество», — отмечает доцент Ставропольского филиала Президентской академии Марина Автомонова.







