Технологии Четвертой промышленной революции характеризуют переход на новый технологический уклад. Все эти технологии важны для так называемого фазового перехода на новый не только технологический уклад, но и на новый мирохозяйственный уклад. Казалось бы, что для местных органов самоуправления такие технологии, как блок‑чейн есть далёкая перспектива. Однако все зависит от точки зрения на место органов местного самоуправления в новом меняющемся мире и того, каким мы это место желаем видеть.
Последние годы технология блокчейн стала одним из ключевых инструментов цифровой трансформации государственных институтов и бизнес-структур по всему миру. От США и Европы до Азии и Латинской Америки обеспечение “прозрачности” не только бизнеса, но и государства становится важным условием. И это не только потому, что эффективность процессов государственного управления способствует повышению доверия граждан к властным структурам, снижению коррупционных рисков, обеспечивая безопасность предпринимательства и жизнедеятельности в целом. Существуют и более глубинные причины востребованности таких технологий Индустрии 4,0.
В России также наблюдается активное исследование и внедрение блокчейн-технологий в государственных корпорациях и крупных банках, хотя их масштабное применение в предпринимательском секторе кажется ещё далеко от “институционального насыщения”. Что касается их присутствия в муниципальных органахсамоуправления, кроме проектов “умный город” или “умный муниципалитет”, то пока, надо признать, их внедрение находится на начальных этапах.
Между тем, складывается впечатление, что технология блок‑чейн “заработает” в органах местного самоуправления значительно раньше, чем это сейчас кажется. Смысл и основные преимущества блокчейна для муниципальных органов управления связаны с возможностью создания децентрализованных, неизменяемых и “прозрачных” реестров данных. Это особенно актуально для учета муниципальной собственности, ведения реестров прав на землю и недвижимость, автоматизации процедур предоставления услуг (например, градостроительной документации, земельных участков, кадастровых карт, городских разрешений). Подход органов местного самоуправления к широкому доступу к этому “пласту” культуры сравним с качественным переломом в традиционных стереотипах. Не только потому что такой подход повышает уровень доверия граждан к муниципальной власти, но и становится наглядным для повседневных задач, с какими сталкивается муниципальное сообщество. Действительно блок-чейн исключает возможность фальсификаций и несанкционированных изменений данных, ускоряет процессы взаимодействия и уменьшает коррупционную нагрузку и риски с этим связанные.
На сегодняшний день в России внедрение блокчейн-технологий в муниципальных органах находится на стадии экспериментов и пилотных проектов. В ряде городов — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани — реализуются инициативы по применению блокчейна для управления муниципальной собственностью, проведения электронных голосований, организации “прозрачных” схем распределения бюджетных средств. Так, например, в Москве проводится эксперимент по применению блокчейна для учета городских и отчасти коммунальных активов. Правда, Москва — это не просто город, а город федерального значения и, кроме того, субъект федерации. Но вот муниципальное образование городской округ Казань – муниципалитет. Так вот в Казани реализована часть проектов по использованию блокчейн-решений в сфере городского планирования.
Несмотря на наличие таких проектов, широкое внедрение блокчейна в массы, в том числе на муниципальном уровне, пока ещё не реализовано. Основные препятствия связаны с недостаточным уровнем цифровой инфраструктуры, нехваткой специалистов, нормативно-правовыми барьерами и отсутствием ясных стандартов и регламентов по использованию блокчейн-технологий даже в государственном управлении, не говоря уже о муниципальном. Более того, многие муниципалитеты пока имеют ограниченные ресурсы и низкий уровень цифровой зрелости, что тормозит реализацию масштабных пред- и пост-проектных решений. Но, как говорили ещё древние восточные мыслители – “Дорогу осилит идущий”. И темпы, с каким реализовался во многих городах страны проект “Умный город”, говорит о том, что и здесь особых задержек не будет, тем более, что в грядущем оживлении хозяйственной деятельности спрос на эффективное использование муниципальной собственности будет значимо возрастать — вот здесь и будет востребован блок‑чейн на муниципальном уровне.
Что касается будущего, то развитие блокчейн-инициатив в муниципальных органах России во многом зависит от нескольких факторов. Во-первых, потребуется масштабная нормативная база, которая чётко регламентирует правовые аспекты использования блокчейна, его гарантии и ответственность участников. Во-вторых, необходимо развитие инфраструктуры, опирающейся на информационно-телекоммуникационные технологии, и этот процесс на местном уровне уже идет. И в-третьих, необходимо поступательно обеспечивать повышение квалификациимуниципальных служащих и в целом обслуживающих их специалистов и внедрение современных программных решений, способных обеспечить безопасное и эффективное использование блокчейн-технологий на муниципальном уровне.
Также большим потенциалом обладает формирование межгородских платформ, позволяющих нескольким муниципалитетам совместно управлять ресурсами и данными, повышая эффективность и исключая коррупционные риски. Важным аспектом является и участие граждан, в том числе в формах соучаствующего проектирования. Разработка государственных и муниципальных платформ, основанных на блокчейне, способнаобеспечить “прозрачное” голосование, участие в принятии решений и контроль за расходованием средств местного бюджета.
Таким образом, необходимость внедрения блокчейн-технологий в муниципальное управление России не только оправдана, но и становится императивом, особенно в части обеспечения “прозрачности” и эффективности управления. Хотя сейчас объём экспериментов и пилотных решений невелик, перспективы их развития весьмавысоки. В будущем применение блокчейна станет важнейшим фактором цифровой трансформации муниципальных органов самоуправления, повышая их управленческую эффективность, упрочивая доверие граждан к органам местного самоуправления, делая их действительно органами самоуправления и создавая новые модели взаимодействия на уровне местного самоуправления. Предстоящий этап — это создание нормативно-правовой базы, масштабное внедрение инфраструктурных решений и развитие компетенций специалистов для превращения блокчейн из экспериментальной технологии в стандартный инструмент муниципального управления.







