С учётом быстрого технологического прогресса и изменений в мировой торговле, тяжёлое машиностроение в РФ будет играть ключевую роль в модернизации производства, повышении эффективности и улучшении качества продукции.
С одной стороны, отрасль сталкивается с вызовами и проблемами, такими как устаревшее оборудование, недостаточная инвестиционная привлекательность и зависимость от импортных комплектующих. С другой стороны, наблюдается некоторое развитие и модернизация отдельных предприятий, применение новых технологий и увеличение объёмов производства.
Государство активно поддерживает данную отрасль промышленности резко увеличивая финансирование машиностроения, на 2025 Правительство РФ выделено более 2 млрд.руб. на модернизацию, что на 31% выше аналогичного периода 2024 г.
Отдельно. в регионы направлено более 400 млн.руб. на развитие инфраструктуры тяжёлого машиностроения.
Одной из основных тенденций развития тяжёлого машиностроения в России является увеличение доли инновационных технологий и цифровизации производства. К 2026 году ожидается значительное увеличение внедрения современных цифровых решений, автоматизированных технологий и роботизации производства. Это позволит снизить издержки, повысить эффективность производства и конкурентоспособность отрасли.
Ещё одной важной перспективой для тяжёлого машиностроения в России к 2030 году является укрепление позиций на внешних рынках. Стратегия развития экспорта российской техники, в том числе с учётом современных требований к качеству, экологичности и технологичности продукции, становится приоритетной задачей для отрасли. Увеличение объёмов экспорта способствует не только увеличению выручки предприятий, но и укреплению международного статуса российских производителей машиностроительной техники.
К 2026 году планируется усиление внутреннего спроса на продукцию тяжёлого машиностроения. Развитие инфраструктурных проектов, модернизация предприятий различных отраслей, а также рост строительства и сельского хозяйства создадут дополнительный спрос на специализированное оборудование, что способствует стабильному развитию отрасли.
Следует также отметить, что к 2026 году тяжёлое машиностроение будет активно стремиться к экологической устойчивости и энергоэффективности. Внедрение чистых технологий, снижение выбросов вредных веществ, повышение энергоэффективности производства станут неотъемлемой частью развития отрасли, с учётом мировых трендов и норм экологической безопасности.
Экономический вклад тяжёлого машиностроения в российскую экономику будет проявляться не только через объём производства и экспорт, но и через оказание влияния на другие отрасли. Повышение эффективности тяжёлого машиностроения снизит зависимость от импорта оборудования, способствуя стимулированию роста производства в различных отраслях.
«Для укрепления позиций тяжёлого машиностроения в России к 2025 году необходимо применить комплекс стратегий и рекомендаций, направленных на модернизацию производства, развитие кадрового потенциала, стимулирование международного сотрудничества и продвижение продукции на внешние рынки. Важно создать благоприятные условия для развития отрасли, что позволит увеличить её вклад в экономику России и обеспечит устойчивое развитие страны», — заключил доцент Ставропольского филиала Президентской академии Владимир Гладилин.







