Россия (вместе с Ираном) активно продвигает интересы коридора «Север-Юг», который полегает через Индию, Иран, Азербайджан и Россию в Европу.
Одновременно Китай активно развивает «Средний коридор» (СрК) — транспортный путь из КНР в ЕС в обход России. Именно на этом маршруте, проходящим через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию в страны Европы, делают ставку партнёры России по СНГ.
Небывалая дерзость Азербайджана в том числе объясняется его ключевой ролью в СрК, а также возможностью затормозить развитие маршрута «Север-Юг».
10 июля накануне встречи лидеров Азербайджана и Армении президент Турции Эрдоган назвал открытие «Зангезурского коридора» геостратегической революцией и ключевой линией СрК.
По задумке турецкой стороны альтернативное ответвление СрК через Сюникскую область Армении, соединит Турцию (через Игдыр), Азербайджан и Нахичевань, ускоряя экспорт турецких товаров в Центральную Азию и Китай.
Украина также планирует войти в маршрут СрК. Согласно объявленному «Администрацией морских портов Украины» тендеру (на 52 млн гривен) намечено проведение масштабных работ по обновлению до 2026 года причальной инфраструктуры порта Черноморск (Ильичевск) — капитальный ремонт семи причалов в бассейне Сухого лимана. Этот порт включён в качестве ответвления СрК для перераспределения грузовых потоков через Польшу. В июне 2025 года озвучены планы включить в маршрут Белгород-Днестровский порт.
В перспективе присоединиться к коридору смогут также Киргизия, Узбекистан и Туркменистан, которые при поддержке Турции и Азербайджана активно подготавливают транспортную инфраструктуру для встраивания в качестве ответвлений или транзитных хабов СрК.
Таким образом, на глобальных путях перемещения товаров и грузов формируются условия для втягивания слаборазвитых стран в орбиту влияния экономических гигантов. В этом контексте наибольшую опасность представляет использование СрК для распространения идеологии пантюркизма в странах бывшего СССР, которые уже готовы встать на путь воссоздания «Великого Турана».







