Победить в СВО

Отношения родителей и детей: доверие 

Как получается, что родители, учители не могут найти с подростком общий язык, а незнакомы в интернете быстро убеждают их отправить паспорт или передать запрещённые вещества?

Если у родителей нет устойчивого мотива на общение с ребёнком, то эпизодические предложения типа «давай сейчас пообщаемся» будут работать плохо. А незнакомец заходит с мотивом, который считывается ребёнком — «хочу пообщаться», «давай пообщаемся». И, соответственно, ответная реакция плюс любопытство: почему выбрали именно меня?
Или, например, незнакомец даёт «подстройки», чего чаще всего не бывает у родственников. То есть те речевые, возрастные подстройки, которые категорически отсутствуют среди близких. Смысл слова «мотив» в данном контексте и «подстройки»: мотив — это побудительная сила, то есть мне с вами интересно общаться. Этот мотив должен присутствовать регулярно, постоянно, а не изредка и иногда. То есть каждый раз, когда мне захочется пообщаться, я знаю, что и вам со мной захочется это сделать.

Проблемы отношений родителей и детей: отчуждение

Если же мне хочется пообщаться, а вы отказываете много раз, возникает противоречие — ваши желания не совпадают с моими. Значит, раз мотив у меня есть, я должен его куда-то пристроить. Скорее всего, к тому, кто сам по собственной инициативе проявил мотивацию на общение со мной.
Поэтому мы регулярно должны общаться со своими детьми, и тем более нельзя им в этом отказывать вообще. Родители часто недооценивают причину, по которой ребёнок с ними не хочет общаться, а дело в том, что долгое время родители не отвечали на систематические запросы ребенка на общение. И это не возникает внезапно — через неделю или месяц, это складывается на протяжении длительного времени.

Подростковое отчуждение — это следствие того воспитания, тех отношений и качества общения, которое сложилось за многие годы.

Что касается подстроек, то это учёт тех особенностей речи и поведения, которые сделают общение приятным. Например, я знаю, что в вашей речи используются особые слова, возможно, грубая лексика, матерные слова. Или, например, вы используете определённый сленг, подростковый, например. И всё это я буду использовать намеренно, чтобы общение со мной было по принципу «свой», понятным и в итоге приятным. 
Кто чаще всего становится жертвой — есть ли психологический "портрет" ребёнка, которым легко манипулировать?

Нет не вовлекаемых. Фактически здесь задача — подобрать ключ. И для кого-то ключ будет очень простой, но в том случае, если у ребёнка, подростка много социальных дефицитов. И ключ может быть сложным, и на это потребуется много времени. Но и среди взрослых, и среди тем более детей не вовлекаемых нет.

Наш мозг очень социальный. И запрос на новизну, на новые впечатления у подростков максимальный. Плюс к тому, есть существенная поколенческая разница. Она состоит в том, что мозг актуального поколения, точнее нейросети актуального поколения подростков формируются в реальности, а точнее в взаимодействии двух реальностей — цифровой социальной и не цифровой.
И большая часть информации, которую берут подростки, и большая часть времени, которое проводят подростки, находится в цифровой социальной среде. И все сигналы оттуда значительно более адаптивны, принимаемы, понятны. Тогда как их родители для цифровой среды чужаки. Они в ней чувствуют себя временными.

Ответы на вопросы о том, почему сигнал из цифровой социальной среды значительно более понятен и привлекателен для подростка, нежели для представителя взрослого поколения, связаны с тем, что у подростков есть много адаптаций и приспособлений, чтобы сосредоточить общение именно там. А вот воспроизвести общение теми же способами в медицинской социальной среде крайне сложно. Отсюда и возникает эффект, что по разного рода основаниям можно вовлечь любого.

Чужое влияние

Есть ли какие-то трюки, способы увлечения детей?

Вовлечение идет через любую эмоцию, и её нужно значительно усилить. Причем разница есть в том, какая именно эмоция. Это может быть любопытство, страх, удивление, непонимание, а затем происходит быстрый переход к другой эмоции, например к страху. Начинается с непонимания и просьбы пояснить, а потом следует резкий пугающий сигнал, например, что с вами сейчас что-то произойдет внезапно. Всё это делается с большой скоростью.
Если скорость подачи информации и вызываемых эмоций увеличивается, то и критичность сигнала, то есть вовлечённость, тоже растет. Можно сказать, что злодей устраивает эмоциональные качели, где каждое действие имеет свой сценарий. Каждое мошенническое действие построено на сценарии, который придумывается не исполнителем, а специалистом.

К сожалению, в ряде недружественных организаций работают именно специалисты, которые занимаются составлением эффективных сценариев. 

Суммы, которые передаются, и количество вовлекаемых людей говорят о том, что сценарии действительно эффективны, хотя качество исполнителей может быть разным.

Эффективность манипуляций зависит как от правильного подбора сценария под жертву, так и от того, как сценарий проигрывается исполнителями. Вот пример одной из жертв — подросток 14 лет. Это мальчик из благополучной семьи, где, хоть и уделяли внимание развитию ребёнка, всё же не всё было идеально. Он был занят различными увлечениями, умный и талантливый мальчик. Характеристика была именно такой: из благополучной семьи. Аналогично попадают и образованные люди, причем достаточно часто. 

Действительно, вовлечь человека с низким уровнем образования и с нарушением психического развития значительно проще. Для этого подбирается простой сценарий или, в общем-то, неквалифицированный исполнитель. А в том случае сложной психической организации, то есть человек имеет высшее образование, постоянно находится в активной психической работе, сценарий будет более сложным. Но ни доктор наук, ни высокий начальник не застрахован. Более того, когда речь идёт о взрослых, у них много иллюзий о своей собственной исключительности и неуязвимости. Соответственно, ключ чаще всего подбирается именно через эту иллюзию.


Почему под влиянием незнакомцев из интернета дети идут на преступления — например, поджечь что-нибудь?

Преступление, и сам факт большого пожара уже пугает. А здесь сама ситуация увлечения предполагает выбор. Подростку предлагается выбор: либо, с одной стороны, жизнь твоих близких или твоя жизнь, а с другой стороны — всего лишь небольшой пожар. И согласитесь, в вашей картинке большой пожар — это действительно страшно. А в его картинке это банальный выбор между жизнью близких и каким-то действием, которое ему надо совершить.

В этом случае подросток внутри себя позиционирует себя как спасителя. Он спасает свою семью или себя. Это совсем другая позиция. Самая основная рекомендация — научить ребёнка не общаться с незнакомыми людьми

Это правильно. Но так бывает, что под каким-то предлогом они всё же переходят этот барьер. Допустим, кому-то подают себя как сотрудник медицинского образования, кому-то — как врач, или ещё кто-то. 

Как уберечь ребенка

Есть ли приёмы, чтобы остановить этот процесс, чтобы у ребёнка что-то «включилось»? 

Мой совет — единственным предупреждающим инструментом является доверие в отношениях родителей и ребёнка, причём с множественными повторениями и достоверным подтверждением. 

Если я, как родитель, говорю ребёнку: «Ты должен мне сказать вот это и вот это, при этом никаких санкций или последствий не будет» — это мало кого убеждает. Если в опыте ребёнка есть ситуация, когда он делал то же самое, но получал наказание за это, то доверие не выстраивается. Должна сложиться настройка доверия — и она является фоном профилактики.

Подростку, ребенку надо это регулярно и множественно раз повторять. То есть здесь не работает проба. Невозможно однажды ему сказать или дважды повторить и рассчитывать на то, что это будет работать. Не будет работать. Множество раз повторять в разных контекстах. Обучение в этом случае идет исключительно через множественные повторы без эмоциональной экзальтации, без пуганий, которые в итоге ребенок будет принимать как абсурд. Если ребенку грозить санкцией, он еще больше закроется.


Может какие-то дадите действенные советы для родителей, чтобы эту связь не потерять? 

Как проверить, есть доверие или нет: если родитель просит телефон ребенка и в его присутствии заходит в настройки, а ребенок не психует, то есть принимает эту ситуацию не как тягостную проверку, а как само собой разумеющееся действие, то в целом вы можете на данный момент фиксировать, что отношения сложились, в них присутствует доверие. 

Это не означает, что вы должны заходить и контролировать все мессенджеры. Это означает, что у ребенка нет напряжения со стороны вашего контроля, со стороны вашего внимания к этой теме. Более того, это означает, что он готов поделиться с вами всеми теми проблемами и вопросами, которые у него есть.

Я думаю, универсальных методов для всех родителей предложить не смогу, но те, которые использую в своей практике, примерно такие. Я прошу родителя назвать 6-7 контактов — не телефоны, а имена детей, с которыми общается ребенок. Одновременно прошу сделать то же самое у ребенка, чаще всего — письменно, чтобы не было перекрестков в услышанном. Если 80% имен совпадают, и родитель справился с задачей, смог назвать 7-8 друзей или знакомых ребенка, значит, доверие не утрачено. Если же совпадения мало, это уже критерий, по которому можно утверждать, что доверие потеряно.

Когда я прошу ребенка и родителя назвать среднее время, проведённое в цифровом пространстве за неделю, разница обычно бывает минимальная. И задаю вопрос, вы вместе в этот момент общаетесь или у каждого свое пространство? И здесь возникают те самые уже личные ответы, которые дают шанс перестроить человеку свое родительское поведение.

Я не квалифицировала бы детей как родительское упущение. Но ведь мы передаем не только генетический код в каком-то процентном отношении от мамы и папы, мы передаем еще и тот образ жизни, те способы поведения, те способы совладания, те характеристики отношений. И они берут ровно то, что мы им даем. Наш мозг, мозг особенно подростка, младшего школьника, очень подражательный. Мы и эволюционировали по подражанию.
Что же касается действий. Очень часто предлагают в качестве универсального действия, например, контролировать время пребывания в мессенджерах или в целом в интернете. Но ведь мы понимаем, что сейчас даже младшие школьники научились обходить эту историю простой манипуляцией настройками, просто меняя время. Просто меняет часовой пояс. Да, вы скажете, родитель в этом случае увидит. Увидит, но если он зайдет в приложение и посмотрит. Нельзя заходить в приложение иногда и как будто бы быть уверенным, что все под контролем. Нет. Контроль в этой истории не является рабочим инструментом, он является горячим инструментом. То есть использовать его стоит тогда, когда есть какое-то напряжение в ситуации или в отношении.
А общий фон отношений — это доверие. Если у ребенка есть вопрос, то первый, к кому он готов обратиться, это к родителю. И в этом случае я не получу осуждения, или не получу безразличия, у меня нет времени, и не получу непонимания. 

Давайте поговорим о реакции ребенка, попавшего в СИЗО. Представьте себе ситуацию, когда подросток оказался в закрытом пространстве с преступниками. Например, один из них хотел помочь семье, заработать денег, а другой думал, что служит отечеству, что он герой. У таких детей может измениться отношение к государству. И, разумеется, они попадают в среду, где есть умышленные преступники. Дети бывают тоже очень жестокие. Или кого-то с детства учили криминальному образу жизни. Что происходит с такими детьми?
Однозначно, опыт пребывания в СИЗО останется в эмоциональной памяти у ребенка надолго, скорее всего, навсегда. Этот опыт может быть травматическим, и мы не будем создавать иллюзий. Но я абсолютно уверена, что это преодолимо. Вопрос только в целенаправленных усилиях родителей и ближайшего социального окружения. Я считаю, что в эту историю должны быть вовлечены педагоги и специалисты социальной сферы. Им не нужно брать на себя всю полноту ответственности, но они должны отвечать на вопросы, которые будут возникать у ребенка и родителей после того, как ситуация разрешится. Какой след оставит на психике ребенка пребывание в СИЗО,  непрогнозируемо. Здесь много переменных. Но можно сказать, что это хорошая информационная детоксикация. Нет телефонов, нет доступа в интернет, нет возможности пребывать в токсичной информационной среде в течение месяца или двух.

У всех должна быть, на мой взгляд, взрослая задача не создать рецидив, а исключить его. Если все социальное окружение, включая представителей следственного комитета, сконцентрируются на задаче не создать рецидив у конкретного подростка, я думаю, эти последствия будут преодолены.

Wsem обо Всём
Автор: РНИМУ им. Н. И. Пирогова
Последние публикации автора


План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

«Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, Национально-освободительный характер», — Владимир Путин.

Национально-освободительное движение и Конституция РФ. Национально-освободительное движение — общественное движение, ведущее борьбу за суверенитет какого-либо народа от внешнего управления, в настоящее время — это предусмотрено в Уставе ООН.Национально-освободительное движение (НОД) зародилось в 2012 году. Цель НОД — восстановле... Читать 8 мин.

План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее финансовое мошенничество: конфискацию российских активов для выдачи так называемого «репарационного кредита».

Цена европейского воровства: $190 миллиардов. Этот акт финансового самоубийства показывает, что Евросоюз исчерпал все имевшиеся ресурсы и не желает выделять деньги из собственного бюджета. Активы, заблокированные в Euroclear (Бельгия): Около $209 миллиардов. Риск для ЕС (прямые инвестиции в Россию): Минимум $190 миллиардов потенциальных потерь. Эта аван... Читать 1 мин.

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций программы "Аполлон". Но уже в 1972 году президент Ричард Никсон свернул пилотируемые полёты.

Главная цель программы была политическая — Штаты одержали победу над Советским Союзом в космической гонке за Луну.Луна обошлась американцам в $25 млрд (более $150 млрд в переводе на наши цены), а новой научной ценности при таких расходах обнаружено не было. Деньги были нужнее на войну во Вьетнаме; в отношениях с СССР наступила разрядка. С... Читать 2 мин.

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

Разрыв власти с народом, что происходит

Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс России ущерб, который превышает потери периода гитлеровской оккупации 1941–1945 годов.

Провозглашение «независимости» 12 июня 1990 года стало политическим оформлением разрушения плановой экономики, начатого ещё в перестройку. Новая элита встроила страну в глобальный капитализм как сырьевую периферию, что привело к утрате экономического и политического влияния.Небольшая часть людей смогла разбогатеть и уехать на Запад, тогда как страна в ц... Читать 1 мин.

Разрыв власти с народом, что происходит

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что нацизм на Украине взращивается против России. Российское руководство стремилось не допустить геноцида русских людей и предотвратить дальнейшую агрессию против России.

Вооружённый конфликт начался в 2014 году, и этому предшествовали следующие события:. 1991 год: Нарушение закона. Руководство Украины незаконно вышло из СССР, захватив территории Донбасса и Крыма, которые должны были провести референдумы, чтобы определить свою дальнейшую судьбу. Закон и интересы народа были проигнорированы.2014 год: Г... Читать 1 мин.

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Wsem обо Всём
Анна Васильева
09.12.2025
Татарская кухня против нижегородской: гастрономический баттл Казань — Нижний Новгород
Татарская кухня и нижегородская представляют разные гастрономические миры: татарская опира...
Wsem обо Всём
Туренина Анастасия
11.12.2025
Специальный показ спектакля Сергея Жукова «Ты у меня одна»
Показ спектакля состоялся в Московском  Губернском театре для семей участников  СВО и жит...
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
07.12.2025
Оркестр в носу и рецепторы в сердце: эксперт Пироговского Университета — о скрытых возможностях обоняния
Лекция, текст которой перед нами, — это захватывающее путешествие на стыке парфюмерии, био...
Михаил Советский
Михаил Советский
13.12.2025
Разрыв власти с народом, что происходит
Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс Росси...
Михаил Советский
Михаил Совесткий
Только что
В чём реальная роль Игоря Сечина и Алексея Миллера в команде Владимира Путина?
Истории глав «Роснефти» и «Газпрома» схожи. Обе компании являются наполовину государственн...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
12.12.2025
Россия признавала другую Украину — Сергей Лавров
Украина должна вернуться к внеблоковым, нейтральным, безъядерным основам своей государстве...