Сложность профессии и низкие зарплаты заставляют педагогов рассматривать другие варианты заработка: кто‑то становится репетитором, а кто‑то и вовсе меняет сферу деятельности. Каких учителей не хватает больше всего и почему люди бегут из системы преподавания — в материале НГС.
Острее всего ощущается нехватка учителей математики, физики и информатики. Эти предметы требуют глубоких знаний и постоянного самообразования, а предлагаемая зарплата часто не соответствует затраченным усилиям. Многие выпускники профильных вузов предпочитают работу в IT-сфере или других областях, где оплата труда выше, а нагрузка меньше.
Кроме того, наблюдается дефицит учителей начальных классов и иностранных языков, особенно в сельской местности. Причины все те же: низкая оплата, большая нагрузка, отсутствие перспектив карьерного роста и сложные условия работы. Отток кадров в школах усугубляет проблему и создает дополнительную нагрузку на оставшихся педагогов, что ведет к снижению качества образования. Это не просто статистическое отклонение, а тревожная тенденция, имеющая глубокие корни и далеко идущие последствия для будущего поколения. Увеличение нагрузки приводит к выгоранию учителей, снижению их мотивации и, как следствие, ухудшению преподавания.
Нехватка квалифицированных специалистов вынуждает школы прибегать к временным решениям, таким как привлечение непрофильных кадров или увеличение нагрузки на оставшихся. Эти меры, в свою очередь, подрывают целостность образовательного процесса и не способствуют формированию качественного знания у учеников.
«Для решения этой проблемы необходим комплексный подход, включающий повышение заработной платы учителей, улучшение условий труда, создание благоприятной атмосферы для профессионального роста и внедрение программ поддержки молодых специалистов. Без этих мер отток кадров будет продолжаться, усугубляя и без того сложную ситуацию в сфере образования», — комментирует доцент Ставропольского филиала РАНХиГС Айвазян Нарина.







