Термин «человеческий капитал», предложенный Нобелевскими лауреатами Т. Шульцем и Г. Беккером, подразумевает совокупность знаний, навыков, здоровья и мотиваций, которые повышают производительность и приносят экономическую выгоду. Согласно современному подходу (В. Полтерович, С. Капелюшников, Р. Флорида) человеческий капитал включает в себя интеллектуальный капитал (знания, исследования, патенты), социальный капитал (корпоративная культура, связи, сотрудничество), эмоциональный капитал (мотивация, вовлечённость, лидерство), цифровой капитал (владение ИТ компетенциями).
Показатели группируются по шести направлениям: образовательный потенциал, научный капитал, инновационный потенциал, цифровой капитал, социальный капитал, имиджевый капитал. Каждому показателю присваивается определённый весовой коэффициент, с учётом которого производится расчёт.
Индекс развития человеческого капитала не является постоянной величиной, в зависимости от выявления сильных и слабых сторон вуза можно формировать человеческий капитал, развивая компетенции его участников, что находит отражение в концепции непрерывного образования (lifelong learning), закрепленной Федеральным законом от 29,12,2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в принципе образования «через всю жизнь».
Создание рейтинга вузов на основании показателей развития человеческого капитала позволяет дать комплексную оценку вуза, сравнить результаты с учётом специфики вуза, повысить прозрачность оценки, отметить сильные стороны вуза, а также направления его дальнейшего развития.
Стратегическими целями рейтинга являются развитие профессиональных навыков всех участников образовательного процесса, их личностный рост, адаптация к изменениям и новым требованиям, повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда и вуза на рынке образовательных услуг.
Материал подготовлен доцентом кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.соц. н. Харченко Константином Владимировичем.







