Победить в СВО

Сфера обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в России находится в стадии активной реформы с 2019 года. Основные цели реформы — снижение доли захоронения отходов, повышение уровня переработки и внедрение принципов циркулярной экономики. Для реализации этих задач требуется создание современной перерабатывающей инфраструктуры. Однако строительство мусороперерабатывающих заводов (МПЗ) связано с множеством вызовов: от общественного недоверия до сложности межведомственного согласования. В этом контексте ключевую роль играет государственно-муниципальное сотрудничество (ГМС) как механизм согласования интересов разных уровней управления и населения. Пока ГМС переживает этап своего становления, но то, что с этой формой публично-публичного сотрудничества связаны большие перспективы, сомнений нет.

В Московской области известен успешный проект Комплекс «Воскресенск» (2022), который реализован при участии правительства Московской области, госкорпорации «Ростех» (дочерняя структура «РТ-Инвест») и муниципальных образований. Завод стал частью регионального кластера по обращению с ТКО и включает сортировочные линии, блок по компостированию органических фракций и подразделение термической утилизации. Успех проекта объясняется высоким уровнем институциональной координации: область обеспечила нормативно-правовую и организационную поддержку, муниципалитеты — участки, логистику и работу с населением. Значимым фактором стало наличие единого центра управления проектом и политическая поддержка на всех уровнях.

Этот опыт демонстрирует, как вертикально интегрированная модель управления с активным муниципальным участием может обеспечивать быструю реализацию технологически сложных объектов.

Другой известный пример успешной реализации — это ЭкоТехнопарк «Восточный» (Казань). Он создан в рамках ГЧП при координации Министерства экологии Татарстана, администрации Казани и инвесторов. Комплекс осуществляет глубинную сортировку отходов, ориентируясь на вторичное использование и снижение остаточного захоронения. Республика Татарстан известна высоким уровнем цифровизации и планирования в сфере экологии. Муниципальные органы активно вовлечены в реализацию проекта — от обеспечения земельного отвода до мониторинга показателей эффективности. Республиканская власть обеспечивает методическую и финансовую поддержку. Пример Татарстана показывает устойчивую модель ГМС, где местные органы самоуправления не только участвуют в реализации региональной политики, но и являются её активными проводниками.

Однако не всегда складываются только положительные примеры. Так, имеет место и неудачный пример в Архангельской области с проектом «Шиес». Попытка строительства крупного комплекса вблизи станции Шиес (2018–2020) привела к масштабным протестам и свёртыванию проекта. Несмотря на поддержку проекта со стороны региональных органов управления, муниципалитеты и местное население были исключены из процесса принятия решений. Недостаток прозрачности, отсутствие полноценной экологической экспертизы, не доведенной до населения, игнорирование мнения местных жителей и формальное участие муниципалитета стали ключевыми причинами конфликта и «свёртывания» проекта. Этот пример показывает, что без включения муниципального уровня и механизмов общественного диалога проекты в экочувствительных зонах обречены на сопротивление и срыв.

На основе анализа успешных и неудачных примеров следует обратить внимание на такие важные условия эффективного государственно-муниципального сотрудничества, как:

  • необходимость синхронизации стратегий, и региональная экологическая политика должна быть согласована с муниципальными программами развития.
  • согласование сфер ответственности, а значит — участие муниципалитетов должно быть не формальным, а реальным — с делегированием полномочий и ресурсной поддержкой.
  • расширение практики ГЧП и МЧП: частный бизнес участвуют в проектах, где обеспечены гарантии со стороны региональных органов управления и муниципалитета.
  • обязательность информационной открытости, использование СМИ для оповещения населения о важности такого рода экологических проектов, экологическое просвещение — всё это способствует снижению конфликтности и укреплению доверия.

Таким образом, государственно-муниципальное сотрудничество в строительстве мусороперерабатывающих заводов в России способно приносить устойчивые и масштабные результаты при наличии политической воли, организационной координации и учета интересов муниципальных сообществ. Практика Московской области и Татарстана подтверждает, что интеграция усилий региональных и муниципальных структур позволяет создавать современные экологические объекты, соответствующие задачам нацпроектов. И наоборот, примеры вроде проекта «Шиес» показывают, что без реального диалога и горизонтального взаимодействия ГМС может превратиться в формальность. В дальнейшем, чтобы формировать экологическое сознание как норму, требуется институционализация лучших практик ГМС, развитие стандартов участия муниципалитетов в экологической инфраструктуре и расширение компетенций органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами.

Еремин Сергей Геннадьевич
Автор: Попадюк Никита Кириллович
Последние публикации автора


Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее финансовое мошенничество: конфискацию российских активов для выдачи так называемого «репарационного кредита».

Цена европейского воровства: $190 миллиардов. Этот акт финансового самоубийства показывает, что Евросоюз исчерпал все имевшиеся ресурсы и не желает выделять деньги из собственного бюджета. Активы, заблокированные в Euroclear (Бельгия): Около $209 миллиардов. Риск для ЕС (прямые инвестиции в Россию): Минимум $190 миллиардов потенциальных потерь. Эта аван... Читать 1 мин.

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций программы "Аполлон". Но уже в 1972 году президент Ричард Никсон свернул пилотируемые полёты.

Главная цель программы была политическая — Штаты одержали победу над Советским Союзом в космической гонке за Луну. Луна обошлась американцам в $25 млрд (более $150 млрд в переводе на наши цены), а новой научной ценности при таких расходах обнаружено не было. Деньги были нужнее на войну во Вьетнаме; в отношениях с СССР наступила разрядка. ... Читать 2 мин.

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

Разрыв власти с народом, что происходит

Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс России ущерб, который превышает потери периода гитлеровской оккупации 1941–1945 годов.

Провозглашение «независимости» 12 июня 1990 года стало политическим оформлением разрушения плановой экономики, начатого ещё в перестройку. Новая элита встроила страну в глобальный капитализм как сырьевую периферию, что привело к утрате экономического и политического влияния.Небольшая часть людей смогла разбогатеть и уехать на Запад, тогда как страна в ц... Читать 1 мин.

Разрыв власти с народом, что происходит

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что нацизм на Украине взращивается против России. Российское руководство стремилось не допустить геноцида русских людей и предотвратить дальнейшую агрессию против России.

Вооружённый конфликт начался в 2014 году, и этому предшествовали следующие события:. 1991 год: Нарушение закона. Руководство Украины незаконно вышло из СССР, захватив территории Донбасса и Крыма, которые должны были провести референдумы, чтобы определить свою дальнейшую судьбу. Закон и интересы народа были проигнорированы.2014 год: Г... Читать 1 мин.

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Про Павла Дурова

Павел Дуров недавно заявил, что Европейский союз преследует только те платформы (например, Telegram, X и TikTok), на которых размещаются инакомыслящие высказывания.

По его словам, ЕС устанавливает невыполнимые правила, чтобы наказывать компании, которые отказываются молча ограничивать свободу слова. Эти комментарии последовали за недавним штрафом Европейской комиссии в размере 120 млн евро в отношении платформы X (по заявлению официального представителя Еврокомиссии Тома Ренье) за нарушение европейского закона о ци... Читать 2 мин.

Про Павла Дурова
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
18:34
Оркестр в носу и рецепторы в сердце: эксперт Пироговского Университета — о скрытых возможностях обоняния
Лекция, текст которой перед нами, — это захватывающее путешествие на стыке парфюмерии, био...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
12.12.2025
Россия признавала другую Украину — Сергей Лавров
Украина должна вернуться к внеблоковым, нейтральным, безъядерным основам своей государстве...
Национальный Курс
Национальный Курс
12.12.2025
Дмитрий Певцов: мы сейчас живём в тех нарративах конституционных, которые к нам залезли в 93-м году от наших западных друзей
Дмитрий Певцов, актёр, депутат Госдумы РФ: мы сейчас живём в тех нарративах конституционны...
Михаил Советский
Михаил Совесткий
8:30
Почему после 1972 года на Луну никто не летал?
С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций ...
Редакция «Всем!ру»
Михаил Советский
02.12.2025
Как пенсионеры с мошенниками массово лишают людей квартир и денег: дело Долиной
СМИ указывают, что в 2025 году около 3 тыс. российских семей остались на улице без денег и...
БЕЛРУСИНФО
Белрусинфо
11.12.2025
Зародыши НАТО стали появляться на Востоке
И другие заявления главы Совбеза РФ в Ханое во время рабочего визита во Вьетнам.