Если исполнитель задержал выполнение работ или оказание услуг по договору, то есть нарушил оговоренные сроки, либо не устранил вовремя дефекты в выполненной работе или оказанной услуге, либо затянул с возвратом денежных средств или компенсацией убытков после расторжения договора потребителем, начисляется неустойка в размере 3%. Это относится к договорам на выполнение работ и оказание услуг.
При заключении договоров розничной купли-продажи, когда продан некачественный товар или продавец не соблюдает сроки удовлетворения требований покупателя (например, гарантийный ремонт, замена дефектного товара, возврат денег), предусмотрена неустойка в размере 1%.
В случае задержки поставки предварительно оплаченного товара по договору купли-продажи начисляется неустойка в размере 0,5%.
Важно отметить, что размер неустойки рассчитывается от суммы, указанной в договоре или от стоимости отдельного вида работы (услуги). При этом, общая сумма неустойки не может превышать цену заказа. Потребитель вправе требовать выплату неустойки за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного договором срока.
Чтобы получить неустойку, потребителю необходимо обратиться к исполнителю (продавцу, подрядчику) с письменной претензией. В претензии нужно указать свои требования, реквизиты договора, обстоятельства, послужившие основанием для начисления неустойки, и расчёт её суммы. Претензию лучше направить заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить лично под роспись уполномоченному лицу исполнителя.
В случае отказа исполнителя выплатить неустойку в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением. К исковому заявлению необходимо приложить копию договора, претензию с отметкой о вручении или уведомлением о получении, расчёт суммы неустойки и иные документы, подтверждающие нарушение прав потребителя.
Не стоит забывать, что помимо неустойки, потребитель имеет право на возмещение убытков, причиненных нарушением обязательств исполнителем. Убытки возмещаются в полном объёме сверх неустойки.
«Таким образом, грамотное использование предусмотренных законом механизмов защиты прав потребителей, в том числе взыскание неустойки, позволяет компенсировать причиненный ущерб и стимулировать исполнителей к надлежащему исполнению своих обязательств», — комментирует профессор Ставропольского филиала Президентской академии Бабина Елена.







