федеральных органов власти на централизованные закупки типовых и нетиповых товаров, работ и услуг. Последние изменения закреплены постановлением, опубликованным 30 октября 2025 года, которое расширяет перечень участников и категории закупок, охватываемых системой централизованных закупок, реализуемой ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ ЦОКР).
С 1 января 2026 года десять дополнительных министерств и ведомств, среди которых Минприроды, Минэнерго, Минздрава, Минпросвещения, Минкультуры, Ростехнадзор и Рособрнадзор, перейдут на централизованные закупки. Это означает, что все типовые товары, работы и услуги, а также «нетиповые» (не включённые в перечень) для этих органов теперь будут закупаться централизованно через ФКУ ЦОКР. В частности, планируется централизованная закупка таких позиций, как канцтовары, мебель, спецодежда, средства индивидуальной защиты, транспортные средства и услуги, включая образовательные программы дополнительного профессионального образования.
В постановлении уточнён перечень типовых товаров, которые теперь включают услуги хранения и отпуска горюче-смазочных материалов для транспорта, а также другие востребованные категории. Организация централизованных закупок позволит федеральным органам оптимизировать процессы, снизить затраты за счёт больших объёмов закупаемых товаров и сократить административные процедуры, связанные с проведением тендеров и конкурсных закупок.
Особое значение имеет механизм использования сэкономленных средств, полученных в результате централизованных закупок. Право принятия решений о распределении таких экономий сохранено за главными распорядителями бюджетных средств, при этом ФКУ ЦОКР обязано вести мониторинг и регулярно информировать федеральные органы о результатах экономии. Эта практика создаёт дополнительный стимул для повышения прозрачности и эффективности закупочного процесса.
Эксперты отмечают, что данная реформа способна обеспечить долгосрочное повышение эффективности государственных закупок, снизить издержки и повысить качество поставляемых товаров и услуг. При правильной реализации и постоянном контроле эта система может стать образцом корпоративного управления государственными ресурсами, способствуя развитию современной и прозрачной закупочной системы в России.
Централизованные закупки в России, расширяемые с 2026 года, обеспечат существенное улучшение в управлении государственными расходами и оптимизацию закупочных процедур. Расширение перечня ведомств и товаров, внедрение механизма экономии бюджетных средств и укрепление контроля создают потенциал для повышения прозрачности и эффективности бюджетных процессов. Реализация данного проекта знаменует этап важной системной реформы, заложившей основу для цифровизации и централизации госзакупок на федеральном уровне.
Материал подготовлен страшим преподавателем кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Бабаяном Левоном Кареновичем.







