Победить в СВО

Отношения ребёнка с родителями

В детско-родительских отношениях, как и во всех социальных отношениях, есть роли. Роль отца и роль матери совершенно специфичны и характеризуются устойчивостью. Выйти за границы роли крайне сложно по формальному основанию. Но по содержательному основанию есть такая заманчивая возможность. 

Сейчас всё чаще и чаще мы слышим от родителей, что они находятся в дружеских отношениях с детьми. Как правило, такую позицию представляют с восхищением и радостью: в наших отношениях все настолько замечательно, что мы друзья. Уверена, что такой перекрест ролей чреват конкретными осложнениями, путаницей. Чаще всего эта путаница возникает у детей.

Одной из особенностей роли родителя является её устойчивость: ее просто так не покинешь. Она сохраняется в отношениях между ребенком и взрослым на протяжении всей жизни, и это отличает её от роли друга. Последняя не характеризуется такой высокой степенью устойчивости. 

На ранних этапах жизни человека роль друга быстро заменяема. Маленький ребенок подходит к другому и предлагает дружить. В течение 30 минут на площадке они дружат, а потом забывают друг о друге. Длительность, или точнее, устойчивость этих ролевых отношений значительно повышается с возрастом ребенка, но она несравнима с устойчивостью родительских ролей.

И когда мать и отец вкладывают дружеское ролевое содержание в свою родительскую позицию, у ребенка возникает соблазн дружить, а потом «раздружить», то есть прервать дружбу в любой момент. А если дружба прерывается, отношения с этим человеком теряют эмоциональную привлекательность. 

Проблема отношения детей с родителями

Эта путаница к подростковому периоду приводит к ролевым конфликтам и проявляется в ситуации, когда родитель начинает не дружить, а требовать или ограничивать, а друзья вроде как не должны этого делать. Декларируется, что мы в дружеских отношениях, а вводятся дополнительные ограничения желаний и требований. Соблазн прекратить дружбу приводит к конфликтам. Чем больше конфликтов, тем меньше дружеского, и тем больше родительского, а декларируются по-прежнему дружеские отношения. 

В этом ролевом смешении есть еще одна сложность, а точнее даже родительский соблазн. Сейчас достаточно часто такую мотивацию в отношениях с детьми родители используют для поддержания своей позиции молодого человека, молодой женщины, —  что она или он настолько молоды, что их дети воспринимают их как сверстников. Эта мотивация также усиливает ролевые противоречия. 

При всей внешней положительности дружеского в ролевом поведении детей и родителей очевидным и конкретным ориентиром должна быть ролевая граница, и целесообразней не декларировать то, что в итоге не будет выполнимо. 

Роль друзей характеризуется равностью вкладов, прав и ответственности. А в детско-родительских отношениях это не так: всегда ответственность и права в более высокой дозировке присутствуют в содержании родительской позиции, нежели в детской. 

Возможно ли сочетать родительский авторитет и близкие доверительные отношения с ребенком, не прибегая к дружбе

Теперь поговорим об отличиях роли друзей и родителей. Помимо разной устойчивости, они отличаются по равновесности позиций участников отношений. Друзья одинаково ответственны по отношению друг к другу и в правах, и в обязанностях. Соответственно, в детско-родительских отношениях больший объем ролевой ответственности и прав находится на стороне взрослых. В полной мере ставить знак равенства между этими ролями нецелесообразно. 

Детско-родительские отношения формируются на основе авторитета. Более того, цель и смысл детско-родительских отношений состоит в формировании доверия сначала во внутреннем, малом круге отношений детей к родителям, родителей к детям. 

Со временем появляется возможность переноса доверия на более широкий круг отношений. Если это получилось, то детско-родительские отношения выполнили свое назначение. 

Авторитет, в свою очередь, это условие, при котором детям удается сохранить признание приоритета прав и ответственности родителей. Если авторитета нет, то признать за родителем право ограничивать, возлагать какие-то ограничения фактически невозможно. Родителям необходимо складывать и устойчиво сохранять в стабильности авторитетную позицию. 

На разных этапах жизни содержание авторитетности для ребенка подвергается изменениям. Например, для маленького ребенка авторитетными будут родители, которые хорошо рисуют, лепят или выполняют какие-то действия, которые недоступны, но желательны для выполнения самого ребенка. А в подростковом возрасте любая авторитетная позиция обесценивается: на предшествующем этапе умный, смелый, сильный, совершенно авторитетный родитель вдруг становится в глазах подростка банальным, ничего не умеющим. 

Это необходимо подростку и используется для сепарации, чтобы перейти от доверия родителю к доверию самому себе. Если сепарация, доверие, складываются с наименьшим количеством конфликтов и агрессии, то последующие этапы отношений будут реализовываться в равноправном доверии родителя по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителям.

Отношения ребёнка с родителями: что скрывается за понятием дружеских отношений 

Когда мы по-житейски толкуем дружеские отношения, мы имеем в виду доверительность и не конфликтность. Если именно такой смысл закладывается в дружественность отношений детей и родителей, то это является основанием для построения отношений за пределами родительской семьи. Ребенок, а потом взрослый человек обеспечивается устойчивостью и гибкостью отношений с теми, с кем он входит во взаимодействие в своей собственной семье, в супружеских, в профессиональных и любых других отношениях. 

Если рассматривать границы внутри дружеских отношений родителей и детей, возможным следствием неправильной трактовки понятия «дружба» будет являться невозможность их установления, то есть когда ребенок не понимает разницу между ролевыми позициями. В случае, когда доверия недостаточно, нарушаются границы, их становится труднее определять, и как следствие, возникают серьезные противоречия. 

Отношения ребёнка с родителями: пример из практики клинического психолога

Поделюсь примером из практики, который позволит более наглядно рассмотреть и оценить риски и угрозы, когда нарушаются ролевые границы или формируется устойчивое поведение по нарушению ролевых границ. 

Пример: Ко мне обратилась мама девочки 13 лет с запросом о том, что в течение года подросток все активней провоцирует конфликты и действует агрессивно. Всё предшествующее время они прямо были подружками, всем делились и ничего не предвещало возможности ссор. Как раз изменения начались с нарушения ролевых границ мамы и дочери, что возникло из-за неопределенности иерархии отношений. Не определились границы, которыми мама могла воспользоваться, четко и однозначно сказать «нет», а дочь бы училась этими границами руководствоваться. 

В подростковом возрасте в любом случае складывается мотивация на изменение дистанции в отношениях и на изменение ролевых границ. 

Конфликты и агрессия — вполне себе логичное следствие этих отношений. В эти дружеские, по мнению мамы, отношения вошел третий человек, еще одна, теперь уже настоящая подружка, как сказала дочь клиентки. Девочкам стало друг с другом более интересней и понятней. Сначала эпизодические предпочтения в отношениях, потом установлением объема информации и содержанием отношений стала управлять девочка-подросток. Мама периодически нарушала границы, установленные дочерью, это вызывало крики, негатив, скандалы. То есть девочка требовала не ограничивать, но при этом ограничивала сама. 

«В мою комнату без стука зайти нельзя, а лучше вообще не заходить никогда». При этом если мама пыталась установить свои правила, они легко и просто нарушались. Соответственно, чем больше конфликтов, тем больше ограничений, которые пытается наложить родитель — из роли друга наложить ограничения фактически невозможно, поскольку дочь в отношениях со своей новой подружкой, и ей интереснее, комфортнее, приятнее, веселее. Например, мама устанавливает время, в которое девочка должна вернуться домой, а девочка с легкостью его нарушает. Такая ситуация является абсолютно естественной.

Мы первые в истории человеческой цивилизации поколение, которое проживает сразу в двух взаимодействующих реальностях: опосредованной техническими средствами, цифровой реальности и не опосредованной техническими средствами реальности. В цифровой социальной реальности понятие дружеских отношений не просто носит отличающийся, но и по сути диаметрально противоположный характер. 

Отличие касается степени устойчивости и доверительности этих отношений. Друзьями стали называться все те, кто эпизодически, с любой мотивацией входят в цифровое социальное пространство конкретного человека, вступает с ним взаимодействие через комментарии или другой цифровой сигнал. 

В восприятии актуального подрастающего поколения, друг — это любой человек, который хотя бы на какое-то время просто назвал себя другом.

Соответственно, такое понимание дружеских отношений ещё больше искажает отношения детей и родителей, если родитель называет и обозначает эти отношения как дружеские. 

Риском здесь становится путаница и неопределенность, неустойчивость при переносе статуса друга из пространства цифровых социальных отношений в пространство отношений детей и родителей. Родители в своей истории отношений фактически не имели таких аналогов, и своевременно уловить это противоречие они в большинстве своем не могут. 

Wsem обо Всём
Автор: В.Б.Никишина
Последние публикации автора


План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

«Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, Национально-освободительный характер», — Владимир Путин.

Национально-освободительное движение и Конституция РФ. Национально-освободительное движение — общественное движение, ведущее борьбу за суверенитет какого-либо народа от внешнего управления, в настоящее время — это предусмотрено в Уставе ООН.Национально-освободительное движение (НОД) зародилось в 2012 году. Цель НОД — восстановле... Читать 8 мин.

План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее финансовое мошенничество: конфискацию российских активов для выдачи так называемого «репарационного кредита».

Цена европейского воровства: $190 миллиардов. Этот акт финансового самоубийства показывает, что Евросоюз исчерпал все имевшиеся ресурсы и не желает выделять деньги из собственного бюджета. Активы, заблокированные в Euroclear (Бельгия): Около $209 миллиардов. Риск для ЕС (прямые инвестиции в Россию): Минимум $190 миллиардов потенциальных потерь. Эта аван... Читать 1 мин.

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций программы "Аполлон". Но уже в 1972 году президент Ричард Никсон свернул пилотируемые полёты.

Главная цель программы была политическая — Штаты одержали победу над Советским Союзом в космической гонке за Луну.Луна обошлась американцам в $25 млрд (более $150 млрд в переводе на наши цены), а новой научной ценности при таких расходах обнаружено не было. Деньги были нужнее на войну во Вьетнаме; в отношениях с СССР наступила разрядка. С... Читать 2 мин.

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

Разрыв власти с народом, что происходит

Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс России ущерб, который превышает потери периода гитлеровской оккупации 1941–1945 годов.

Провозглашение «независимости» 12 июня 1990 года стало политическим оформлением разрушения плановой экономики, начатого ещё в перестройку. Новая элита встроила страну в глобальный капитализм как сырьевую периферию, что привело к утрате экономического и политического влияния.Небольшая часть людей смогла разбогатеть и уехать на Запад, тогда как страна в ц... Читать 1 мин.

Разрыв власти с народом, что происходит

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что нацизм на Украине взращивается против России. Российское руководство стремилось не допустить геноцида русских людей и предотвратить дальнейшую агрессию против России.

Вооружённый конфликт начался в 2014 году, и этому предшествовали следующие события:. 1991 год: Нарушение закона. Руководство Украины незаконно вышло из СССР, захватив территории Донбасса и Крыма, которые должны были провести референдумы, чтобы определить свою дальнейшую судьбу. Закон и интересы народа были проигнорированы.2014 год: Г... Читать 1 мин.

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Wsem обо Всём
Надежда Нестерова
09.12.2025
Премьера патриотического спектакля «Завтра», основанного на реальных фактах вторжения ВСУ в Курскую область по
Премьера патриотического спектакля «Завтра», приуроченная ко Дню Героев Отечества.
Михаил Советский
Михаил Советский
13.12.2025
Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что наци...
Михаил Советский
Михаил Советский
13.12.2025
Разрыв власти с народом, что происходит
Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс Росси...
Национальный Курс
Национальный Курс
09.12.2025
Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи
Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам зао...
Михаил Советский
Михаил Советский
12.12.2025
Про Павла Дурова
Павел Дуров недавно заявил, что Европейский союз преследует только те платформы (например,...
Михаил Советский
Михаил Советский
8:22
Путин призвал Европу включаться в мирный процесс вместо создания помех
Это заявление В. В. Путина является лишь крайним эпизодом в длинной истории протянутой рук...