Познавательно-творческий проект на тему «Домашние животные» во второй младшей группе № 3 МАДОУ «Цветик-семицветик».
Тип проекта – познавательно-творческий;
Участники проекта – воспитатели, родители, воспитанники группы;
Руководитель проекта — Аслаева Гульдар Анваровна;
Продолжительность проекта – 1 неделя.
Проект по образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Проблема: рассматривая картинки о домашних животных, воспитанники затруднялись с ответами на вопросы: «Как называют детёнышей животных?», «Кто где живёт?», «Кто за ними ухаживает?», «Чем питаются?», «Какую пользу они приносят человеку?». В связи с тем, что наши воспитанники не имели достаточных знаний мы решили провести проект на тему: «Домашние животные».
Актуальность проекта: воспитывать основы экологического сознания у детей необходимо начинать с раннего детства. Нужно учить детей заботиться о природе, беречь её. Домашние животные — это часть природы, и поэтому задача взрослых на сегодня, это воспитать детей экологически образованными, эмоционально отзывчивыми, способными сопереживать, помогать друзьям нашим меньшим.
Цель проекта: формирование первых представлений по экологическому воспитанию у младших дошкольников.
Задачи проекта
Познавательное развитие: учить узнавать и называть домашних животных по внешнему виду. Дать представление чем питаются. Закрепить представление о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям).
Формировать умение различать домашних животных и их детёнышей (кот-кошка-котёнок, пёс-собака-щенок, козёл-коза-козлёнок и т. д., подражать их голосу. Развивать познавательную активность. Воспитывать у детей любовь к животным, заботливое отношение к ним.
Речевое развитие: формировать навыки составления короткого рассказа о животных. Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог. Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас. Развивать умение рассматривания плаката, иллюстраций, картинок о домашних животных, способности описывать животных. Развивать у детей интерес к природе, эмоциональную отзывчивость. Учить слушать художественные произведения, запоминать небольшие стишки, отгадывать загадки. Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам о домашних животных. Учить драматизировать небольшие отрывки.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Во время игр развивать интерес к окружающему миру. Закрепить правила безопасного поведения при общении с животными. Воспитывать интерес к труду взрослых, оказывать посильную помощь при уходе за домашними животными.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности. Совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации. Учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в них художественный образ, эмоциональное настроение.
Физическое развитие: учить передавать в движениях и жестах повадки домашних животных, развивать все виды моторики. Формировать умение координировать речь с движениями. Формировать предпосылки к ЗОЖ — мыть руки после общения с животными.
Ожидаемый результат: У детей будет сформулировано понятие домашние животные. Дети будут правильно называть животных и их детёнышей. Знать чем они питаются. Как надо за ними ухаживать. Какую пользу они приносят людям. Повысится познавательный интерес к животным, появится желание заботиться о них. Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей. Родители станут участниками образовательного процесса.
Этапы реализации проекта
Первый этап – Подготовительный: направлен на обогащение развивающей среды.
1. Подбор методической литературы по теме проекта.
2. Подбор художественной литературы, загадок по теме «Домашние животные».
3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, набор игрушек домашних животных.
4. Привлечь родителей к работе над проектом: изготовление книги о домашних животных, шапочек для инсценировок и подвижных игр, макета «Домашние животные», принести фотографии для стенда «Наши любимцы».
Второй этап — практический - Реализация проекта.
Проведение с детьми бесед, НОД, разнообразных игр по теме проекта.
Содержание проектной деятельности
Социально-коммуникативное развитие | |
Игровая деятельность | Д/и «Собери семейку», «Кто, что любит?», «Где моя мама?», «Кто, где живѐт?», «Кого не стало?», «Наведи порядок», «Назови детенышей», «Громко-тихо» Настольные игры: кубики, лото, пазлы по теме проекта. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие к бабушке в деревню»; «Семья» - мне на день рожденья подарили котѐнка (щенка); «Ветлечебница»; «На ферме». |
Формирование основ безопасности | Беседа на тему: «Безопасность при обращении с незнакомыми животными» |
Познавательное развитие | |
Познавательное развитие | НОД «Домашние животные и их детѐныши» Наблюдения за кошкой и собакой на территории детского сада (особенности строения тела, повадки). «Рассматривание и сравнение кошки и собаки» |
Речевое развитие | |
Речевое развитие | НОД тема «Кто как кричит?» Беседа «Домашние животные» - беседа о внешнем виде, образе жизни, проживании, уходе за ними. Составление рассказов «Узнай, кто я?» Ситуативный разговор «Как умываются животные?», «Если бы не было домашних животных?» «Как я забочусь о домашних животных». Словесные игры: «Назови животное», «У кого кто?», «Назови ласково», «Кто как кричит?» |
Художественная литература | Чтение «Коза-дереза», «Козлята и волк», «Курочка-ряба», Е. Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыплѐнок и утѐнок», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котѐнок», С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Берестов «Курица с цыплятами». Проговаривание потешки «Как у нашего кота». Заучивание «Я люблю свою лошадку», «Киска, киска, киска брысь», «Маленький бычок» Отгадывание загадок |
Художественно- эстетическое развитие | |
Рисование | « К нам пришла кошка и оставила следы», «Мячики для котят», «Зеленый луг для наших животных», «Поможем собачке Жучке найти друзей» Трафареты, раскраски по теме проекта. |
Лепка | «Покормим кошечку», «Чашки для парного молока, чтоб покормить детенышей», Лепка разных овощей для угощения домашних животных. |
Аппликация | «Конура для Шарика», «Котенок» |
Конструктивно-модельная деятельность | Конструирование из лего «Скотный двор», «Конура для собаки», «Загончик для Бурѐнки». |
Музыка | Подбор голосов домашних животных «Серенькая кошечка» муз. В. Витлина сл. Н. Найдѐновой; «Собачка» М. Раухвергер. Слушание песенки «Кто пасѐтся на лугу» муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных. |
Физическое развитие | |
Физическое развитие | П/и: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Кошка с цыплятами», «Воробушки и кот», «Угадай по движению», «Лиса в курятнике». Пальчиковая гимнастика по теме проекта. |
Работа с родителями.
— Привлечь родителей принять участие в изготовлении макета «Домашние животные».
— Подготовить рекомендации по перечню литературы на тему: «Читаем детям дома о животных».
— Подготовить список стихотворений, загадок по теме проекта для домашнего чтения.
— Провести опрос родителей: «Есть ли в вашей семье домашние животные. Какие?».
— Консультации для родителей «Общение с домашним питомцем», «Животные — лучшие терапевты для вас и ваших детей».
— Подготовить папки - передвижки: «Контакт: дети-животные», «Вред или польза?».
— Организовать стенд «Наши любимцы».
Заключительный этап. Результат проекта.
— Создан макет «Домашние животные».
— Изготовлена книга «Животные рядом с нами».
— Оформлен стенд «Наши любимцы».
— Оформлены разнообразные дидактические игры на липучке по теме «Домашние животные», «Где, чей след?», «Где чей детеныш?».
В результате проекта:
1. У детей сформировалось и обогатилось представление о домашних животных. Дети узнают животное по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как называются детёныши домашних животных, как надо за ними ухаживать;
2. Изготовление макета позволило наглядно представить среду обитания домашних животных;
3. Пополнился словарный запас детей;
4. Расширились коммуникативные и творческие способности детей;
5. Дети стали любознательными, бережно относятся к животным, проявляют заботливое отношение к ним.
Список литературы
1. Программа от рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.
4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
7. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М. : Просвещение, 1982.
8. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаи- ка-Синтез, 2006.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
10. Л. С. Киселёва; Т. А. Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М. :2011
11. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». М. : «Вако» 2007.