Этот подход не только улучшает академические результаты, но и способствует формированию устойчивых социальных и эмоциональных компетенций, необходимых для успешной жизни в обществе.
Исследования, включая крупный метаанализ 2011 года, показывают, что школы, внедряющие программы SEL, отмечают рост академической успеваемости учащихся на 11% по сравнению с контрольными группами. Это связано с тем, что развитие социальных и эмоциональных навыков напрямую влияет на успеваемость: ученики становятся более мотивированными, умеют регулировать свои эмоции, сотрудничать с другими и решать конфликты.
Ключевые компоненты обучения SEL:
Определение целей: Учащиеся вместе с преподавателями ставят конкретные и достижимые цели, которые помогают направлять учебный процесс и сосредотачиваться на развитии конкретных навыков.
Интеграция в учебный процесс: Сел-программы не проводятся отдельно от основной учебной деятельности. Они интегрируются в повседневные занятия, что позволяет учащимся регулярно применять полученные знания на практике.
Активное обучение: Вместо пассивного слушания лекций учащиеся активно участвуют в занятиях путем ролевых игр, групповых проектов и дискуссий, развивая навыки коммуникации и сотрудничества.
Создание поддерживающей среды: Безопасная и поддерживающая обстановка является ключевым элементом SEL, поскольку она помогает учащимся чувствовать себя комфортно и уверенно делиться своими мыслями и испытывать новые методы общения и саморегуляции.
Обратная связь и рефлексия: Регулярная обратная связь и рефлексия помогают ученикам осознавать свои достижения и области, требующие улучшений, что способствует дальнейшему развитию их эмоциональных и социальных навыков.
Семейное вовлечение: Вовлечение семей в процесс SEL обеспечивает дополнительную поддержку учащимся и способствует укреплению связей между домом и школой.
Оценка прогресса: Регулярная оценка результатов программы позволяет отслеживать улучшения и корректировать подходы для достижения лучших результатов.
SEL способствует повышению эмоционального благополучия учащихся, снижает уровень стресса и тревожности и учит их справляться с эмоциональными трудностями. Это, в свою очередь, ведет к созданию более гармоничной и продуктивной учебной среды. Кроме того, социальные и эмоциональные навыки, сформированные в школе, остаются с учащимися на протяжении всей жизни, помогая им стать ответственными и успешными гражданами.
«Метод SEL становится важным аспектом образовательной программы, способствующим всестороннему развитию учащихся и их подготовке к жизни в современном обществе», — прокомментировала Чуниха Анжелика, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.