В прошлом году спрос на этот вид вина увеличился настолько быстро, что снова стал актуальным его выпуск на предприятиях вторичного виноделия в больших городах, куда вино поступает наливом с южных регионов, а не привозится из‑за рубежа морским путем.
Согласно экспертам Роскачества, в Московской области производство игристых вин в 2024 году возросло на 242%, достигнув уровня 7 миллионов литров, в то время как в Санкт-Петербурге оно увеличилось на 18,2%, достигнув 20 миллионов литров. Однако, лидерство в производстве вин остается за южными регионами России. В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах произведено свыше 90% всех тихих вин в стране (более 293 миллиона литров) и около 81% всех игристых вин (более 142 миллиона литров), как сообщили в организации.
Краснодарский край в прошлом году увеличил производство игристого вина более чем на 30%, достигнув более 71 миллиона литров. В Крыму, без учета Севастополя, на уровне 2023 года было произведено порядка 10 миллионов литров шампанского, в то время как Севастополь стал основным катализатором роста, выпустив около 9,60 миллиона литров игристого.
Четыре компании Кубани — «Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино», «Союз-Вино» и «Фанагория» — вместе обеспечивают, по нашей оценке, более половины всего объёма производства российских игристых вин. Все они увеличивали свои объёмы в прошлом году двузначными темпами. Рост объёмов в Севастополе связан с деятельностью крупнейшего местного производителя игристого вина — компании «Золотая Балка».
Инвестиции в технологическое переоснащение и внедрение современных производственных процессов позволяют не только удовлетворять растущий внутренний спрос, но и предлагать российский продукт на международной арене. Это, повышает конкурентоспособность отечественных брендов на рынке игристого вина, что открывает дополнительные возможности для экономического и культурного обмена.
Роста интереса к отечественным игристым винам, привел к расширению винных карт в ресторанах и магазинах по всей России, включая в них больше отечественных вариантов. Это способствует культуре потребления вина в стране и формированию новых вкусовых предпочтений, укреплению национальной идентичности на рынке алкоголя. Устойчивое развитие винодельческой отрасли поддерживает местных производителей и стимулирует развитие туризма в винных регионах.
«С ростом производства увеличивается и необходимость в кадрах: Винодельческие компании активно сотрудничают с образовательными учреждениями для подготовки специалистов, осваивающих последние технологии производства и культивирования винограда. Такое партнёрство способствует созданию инновационного подхода к виноделию, что постепенно превращает Россию в одного из значимых игроков на винном рынке. В долгосрочной перспективе это сотрудничество может привести к возникновению новых винодельческих регионов в тех частях страны, где ранее виноград не выращивался, что позволит ещё больше разнообразить винный ряд и укрепить позиции России как производителя качественного вин», — комментирует доцент Ставропольского филиала президентской академии Шмыгалева Полина.