Победить в СВО

Суть Карабахского конфликта: введение

Осенью 2020-года вновь обострились политические противоречия между Арменией и Азербайджаном – предметом конфликта по аналогии с концом 1980-х годов стала территория Нагорного Карабаха. На этот раз горячая фаза конфликта не заставила себя ждать – на протяжении ноября Азербайджанские вооруженные силы вели постепенное наступление, углубляясь на территорию непризнанной республики Нагорного Карабаха и Армении. На данный момент открытое военное противостояние между армиями трех политических объединений прекращено ввиду международного вмешательства – свою миротворческую помощь странам оказывает Российская Федерация, выступая также посредником для ведения переговоров и проведения политики умиротворения. Однако никто не может дать никаких гарантий того, что конфликт исчерпан и снова не перейдёт в активную военную фазу – печальную аналогию здесь мы можем увидеть на примере событий на юго-востоке Украины в период с 2014 по настоящее время. 

Актуальность данной работы состоит в том, что Карабахский конфликт далёк от своего завершения – в ходе событий ноября-декабря 2020 года из-за действий армянских, азербайджанских вооруженных сил погибло большое количество не только военнослужащих, но и представителей мирного населения. Уже это рождает почву для дальнейших противоречий. Ещё более печальные последствия эта война может иметь для экономик воющих сторон, вопросов потенциального культурного сотрудничества и т.д. Уже сейчас важно ответить на вопрос: есть ли общие детали в событиях конца 1980-х и событиями конца 2020-го года? Можно ли было избежать этого конфликта тогда и сейчас? 

Целью работы является анализ исторического прошлого и реалий нагорно-карабахского конфликта с целью поиска схожих конфликтогенных факторов,а также составление прогноза развития будущей ситуации в регионе Нагорного Карабаха. 

Задачами, выполнение которых поэтапно приближает нас к исследовательским результатам являются:

1.Подбор необходимых теоретических материалов по теме (профессиональная исследовательская литература, интернет-ресурсы);

2.Анализ теоретической информации, статистики (если таковая есть в открытом доступе), а также существующих экспертных мнений;

3.Сравнение конфликтных сценариев на Карабахском нагорье периода 1980-х и 2020-го года с целью выявления общих и различных черт в процессе формирования горячей фазы конфликта;

4.Формирование прогноза относительно ближайшего стратегического будущего в отношениях между Арменией, Азербайджаном и непризнанной республикой Нагорного Карабаха. 

Методами данного исследования служат анализ теоретической базы, использование статистики, сравнительный анализ содержания источников (экспертных мнений и научных работ по теме), а также прогнозирование. 

Гипотезой данного исследования служит тезис о том, что кризисный сценарий отношений между Арменией и Азербайджаном далёк от своей завершающей фазы, так как этап эскалации конфликта летом 2020 года и Второй Карабахской войны может содержать схожие причины со сценарием Первой Карабахской войны. Это в свою очередь потенциально свидетельствует о том, что правительства стран, а также национальные элиты, не изъяли стратегических уроков из прошлого в непростых отношениях между собственными странами – и это легко может стать причиной нового витка «горячего» военного противостояния между Арменией и Азербайджаном.

Паспорт исследовательской работы

Даты этаповНазвание этаповЧто планируется на данном этапе

Что сделано 

на этом 

этапе.

(результат)

          X-XI           2020

          года 

Подбор необходимых теоретических материалов по теме (профессиональная исследовательская литература, интернет-ресурсы), написание введения, предзащита. Работа с теоретическими материалами, изучение экспертных оценок и существующих научных источников по теме. Также предусмотрена плановая работа с научным руководителем. 

Создано введение научной работы, составлен регламент выполнения будущих 

этапов 

работ.  

     XII - II

    2020-

    2021      года

Анализ теоретической информации, статистики (если таковая есть в открытом доступе), а также существующих экспертных мнений;

 

Работа с анализом теоретического материала (информации,статистики,экспертных мнений). Плановая работа с научным руководителем.

Проведён анализ теоретических источников

 по теме.

           II      2021       года

Сравнение конфликтных сценариев на Карабахском нагорье периода 1980-х и 2020-го года с целью выявления общих и различных черт в процессе формирования горячей фазы конфликта;

 

Выбор критериев для сравнения и сам процесс сравнения сценария периода 1980-х и 2020-го года с целью выявления общих и различных черт в процессе формирования горячей фазы конфликта

Выявлены общие и различные черты

процесса формирования горячей

фазы конфликта.

          II    2021     годаФормирование прогноза относительно ближайшего стратегического будущего в отношениях между Арменией, Азербайджаном и непризнанной республикой Нагорного КарабахаСформировать прогноз относительного ближайшего стратегического будущего в отношениях между Арменией,Азербайджаном и непризнанной республикой Нагорного Карабаха.Сформирован прогноз относительно ближайшего стратегического будущего в отношениях между Арменией, Азербайджаном и непризнанной республикой Нагорного Карабаха.

Глава первая

Первая и Вторая Карабахские войны – не усвоенные ошибки прошлого

В начале XX века Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением дважды (в 1905—1907 и 1918—1920 гг.) становился ареной кровопролитных армяно-азербайджанских столкновений.

В 1918—1920 годы на контроль над Нагорным Карабахом претендовали Республика Армения и Азербайджанская Демократическая Республика, провозгласившие самостоятельность в ходе распада Российской империи. Созванный 22 июля 1918 года в Шуше Первый съезд армян Карабаха объявил Нагорный Карабах независимой административно-политической единицей и избрал собственное Народное правительство (с сентября 1918 г. — Армянский национальный совет Карабаха). Противостояние между войсками АДР и армянскими вооружёнными отрядами продолжалось в регионе вплоть до установления в Азербайджане советской власти. Вошедшие в Азербайджан в конце апреля 1920 года части 11-й Армии РККА во взаимодействии с азербайджанскими войсками заняли территорию Карабаха, Зангезура, Нахичевани. К середине июня 1920 года сопротивление армянских вооружённых отрядов в Карабахе с помощью советских войск было подавлено[1]. Естественно, подобное завершение противостояния едва ли могло называться стратегически верным – оставалась плодородная почва для будущих столкновений.

1.1. Анализ эскалации военных конфликтов в 1992 и 2020 годах

Начало первого сценария получило рождение в 1988 году. 20 февраля областной совет НКАО обратился с петицией к верховным властям СССР и Азербайджана о передаче Карабаха в состав Армении. Принципиально нового в данном заявлении ничего не было, так как такие обращения были и ранее, но до 1988 года они никогда не ангажировались столь громко и публично, с нотами явной ультимативности. Однако СССР на тот момент уже был подвержен негативному воздействию «центробежной силы», которую создавали национальные окраины – напряжение нарастало и в Прибалтике, и в Украине, поэтому в ситуации с Арменией и Азербайджаном была явно упущена стратегическая инициатива федерального центра. Сепаратистские настроения и старые исторические обиды, которые соседние республики начали открыто припоминать друг другу, не были чем-то принципиально новым в конце 1980-х[2].

По Карабаху и Армении прокатилась волна массовых митингов и демонстраций. Такие же митинги прошли и в Азербайджане только естественно против этого. Верховный Совет СССР отказал Карабаху, но это не помешало властям Карабаха 12 июля объявить о выходе из состава Азербайджана.Все это усугублялось насилием. В феврале 1988 года прошли армянские погромы в Сумгаите с большим количеством жертв. Азербайджанцы проживающие в Армении бежали в Азербайджан, хотя надо заметить, что подтвержденных фактов насилия по отношению к ним в Армении так и не было найдено, хотя моральное давление несомненно было.В сентябре 1988 года начались вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами в самом Карабахе – в результате Карабах полностью вышел из под контроля Азербайджана. И решение о его статусе было отложено на неопределенный срок.В таком режиме все проходило вплоть до распада СССР и обретения обоими республиками независимости. 

В декабре 1991 года в самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республике прошёл референдум о независимости, который поддержали 99,98 % проголосовавших. Референдум бойкотировался азербайджанским населением Нагорного Карабаха, составлявшим около 21 % населения бывшего НКАО на момент 1989 года. Референдум был проведен без согласия Азербайджанской Республики и не признан на международном уровне государствами — членами ООН. Межнациональная конфронтация привела к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями. Столкновения и передвижение опорных пунктов происходили также по всей протяжённости границы Армении и Азербайджана.

С падением советской системы была разрушена и система противодействия межреспубликанским конфликтам (республиканские отделения КГБ и внутренняя разведка обычно держали оперативную ситуацию под контролем и понимали, как именно сбивать волну диссидентского недовольства)  – теперь же старые претензии могли из категории идеологических споров и дебатов перейти к реальному применению силы.В 1992 - 1994 годах развернулись широкие боевые действия с применением авиации и артиллерии и танков.Боевые действия охватили не только Карабах, но и перекинулись на армяно-азербайджанские границы. Боевые действия были ожесточенными и кровопролитными. Общее число погибших составило около 25-30 тысяч мирных жителей и военных.Все закончилось полным поражением Азербайджана. Был потерян не только Карабах, но и 7 районов прилегающих к нему - это 20% территории страны. В 1994 году Азербайджан вынужден был пойти на переговоры. Продолжение войны грозило молодому государству полным крахом.Причём, территориальные потери понес не только Азербайджан - 15% заявленной территории НКАО под контролем Азербайджана, а Армения потеряла свой анклав — Арцвашен. Однако в целом победа НКАО и Армении очевидна.В 1994 году, В Бишкеке прошли мирные переговоры. Причем надо заметить, что там одной из сторон был именно Карабах, а не Армения. Было заключено перемирие и прекращение боевых действий, однако полноценного мира не получилось – ни одна из сторон не пошла на уступки по статусу Карабаха.

После нескольких лет кровопролитных боёв, 12 мая 1994 года, представители Армении, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана подписали трёхстороннее соглашение о прекращении огня. Это закончило активную фазу военных действий в регионе и позволило перейти к переговорам о мирном урегулировании конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ. При этом в прилегающих к армяно-азербайджанской границе территориях сохранился контроль сторон, установившийся в ходе конфликта и нарушающий государственную границу между странами. 

Тем не менее, соглашение неоднократно нарушалось, в частности, во время столкновений в 2016 году. Столкновения также перешли на армяно-азербайджанскую государственную границу за пределами Нагорного Карабаха, с пограничными столкновениями в 2012, 2014 и 2018 годах[3]. Официально СМИ и международные наблюдательные комиссии не называли это войной – или намеренно не желали этого делать. Однако с данных стычках погибали военные кадры, иногда гибло и местное мирное население. Можно не называть подобный процесс войной, но если официально обе страны несут потери в живой силе и гражданских – долго ли ждать до наступления новой фазы конфликта?

Вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе (сентябрь — ноябрь 2020 года), официально именуемый в Азербайджане «Отечественной войной» и «Второй Карабахской войной», а в Армении и НКР «Второй Арцахской войной и «Отечественной войной» крупномасштабные боевые действия между вооружёнными силами Азербайджана с одной стороны и вооружёнными формированиями непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и Армении с другой, ставшие самыми продолжительными и кровопролитными в регионе за период после завершения первой Карабахской войны в 1994 году.Наступление азербайджанских войск с масштабным применением авиации, бронетехники, артиллерии, ударных БПЛА началось утром 27 сентября. По версии Минобороны Азербайджана, речь шла о контрнаступательной операции «Железный кулак», начатой в ответ на обстрел армянской стороной нескольких азербайджанских населённых пунктов.Бои велись по двум направлениям — на севере и юге Карабаха. На севере действовал 1-й армейский корпус под командованием генерал-майора Хикмета Гасанова, на юге — две войсковые группы под командованием генерал-лейтенанта Хикмета Мирзаева и генерал-майора Маиса Бархударова. На начальном этапе наиболее интенсивные боевые действия велись на направлении Гадрут — Джебраил, в долине реки Аракс, которая служит природной границей между Азербайджаном и Ираном. Перелом в конфликте наступил после того, как в начале октября Азербайджану удалось взять Джебраил. Спустя несколько дней пал Гадрут — крупный населённый пункт, расположенный на территории собственно Нагорного Карабаха. С падением Гадрута продвижение азербайджанских войск ускорилось. Азербайджанская армия установила контроль над городами Физули, Зангелан, Губадлы. Дальнейшими целями азербайджанского наступления стали город Лачин, через который проходит шоссе, связывающее Шушу и Степанакерт с Арменией, а также сам город Шуша. Боевые действия закончились после того, как азербайджанские войска заняли город Шуша и вслед за этим было заключено заявление о прекращении огня.

Обе стороны сообщали о многочисленных жертвах среди военнослужащих и мирного населения. В Армении и Нагорно-Карабахской Республике объявили военное положение и всеобщую мобилизацию. На всей территории Азербайджана также было объявлено военное положение, в ряде районов был введён комендантский час. 28 сентября Армения запретила выезд из страны всем мужчинам мобилизационного резерва старше 18 лет, а Азербайджан объявил частичную мобилизацию.

Политическую и военную поддержку Азербайджану оказывала Турция, предоставляющая ему военную технику и, как утверждает ряд СМИ, советников и инструкторов. По утверждению ряда источников, при содействии Турции в Карабах непосредственно перед началом боевых действий были направлены сирийские наёмники из состава протурецких вооружённых формирований(так называемых «прокси»). Как отмечала Би-би-си, хотя формально Армения в войне не участвовала, Армения и Нагорный Карабах, по крайней мере в военном отношении, фактически составляли одно целое. На стороне НКР также фиксировалось участие армянских добровольцев из Франции, Ливана, Сирии и стран Латинской Америки.

Многие мировые державы и международные организации решительно осуждали конфликт и призывали обе стороны снизить напряжённость и без промедления возобновить конструктивные переговоры.При содействии государств — сопредседателей Минской группы ОБСЕ в зоне конфликта трижды объявлялось прекращение огня для обмена военнопленными и телами погибших, однако каждый раз стороны обвиняли друг друга в нарушении перемирия, и боевые действия возобновлялись.

10 ноября 2020 года было опубликовано совместное заявление президента Азербайджанской Республики, премьер-министра Республики Армения и президента Российской Федерации о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта с 00 часов 00 минут по московскому времени 10 ноября 2020 года. Соглашение о мире в Нагорном Карабахе, подписанное Арменией, Азербайджаном и Россией, предусматривает ввод российских миротворцев, вывод армянских сил из прилегающих к Нагорному Карабаху районов и оставления под контролем Азербайджана части территории Нагорного Карабаха, в том числе города Шуша.

1.2. Анализ потерь и общих конфликтогенных факторов в сценариях Карабахских войн

И здесь мы переходим к анализу тех факторов, которые послужили причинами для развязывания военного сценария конфликта в 1992 и 2020 годах. Для лучшего понимания данного процесса начать необходимо с того, без чего не обходится ни одна война – с потерь.

Любая война, даже самая краткосрочная и малокровная – это неизбежные экономические издержки. Потери среди населения, урон для бизнеса (находившегося в зоне боевых действий), отток граждан в виде беженцев (и эта потеря также может быть невосполнимой, ведь нет никаких гарантий того, что люди решатся вернуться в разоренные войной районы) – как общий итог это сокращение населения, его отток из разрушенных войной регионов и сокращение рабочих мест.

Количество потерь в Первой Карабахской войне с обеих сторон более-менее известно, хотя от источника к источнику оно несколько изменяется. Кристофер Цукер в своей книге «The Post-Soviet Wars: Rebellion, Ethnic Conflict, and Nationhood in the Caucasus», на стр. 180 приводит следующую статистику:

Для того, чтобы продемонстрировать связь между потерями в человеческой силе и угнетающем воздействии на экономику достаточно посмотреть на графики, которые делают эту корреляцию более наглядной. Так ниже мы рассмотреть график динамики годовой инфляции (скользящей) в Армении и количества погибших на фронте (за 12 месяцев, накопленным итогом), согласно поименному списку. К сожалению, у нас нет других макроэкономических данных за этот период, которые могли бы дать еще более высокую корреляцию и были бы более адекватны для сравнения. Но и инфляция – довольно релевантна, поскольку отражает уровень нестабильности, в том числе порождаемый войной[4].

Здесь мы наглядно видим, что связь между потерями людскими и экономическими прочна и не нуждается в дополнительной иллюстрации. Кроме того, важно отметить, что 51.300 погибших в Первой войне – это не просто единовременные потери. В случае демографических расчётов необходимо учитывать не только погибших и раненых, но и тех детей, которые в силу этого просто не смогли родиться – такой затяжной негативный демографический можно пронаблюдать в многих странах, имевшим опыт послевоенного восстановления. Так, например, в случае с СССР после Второй Мировой войны и с Российской Федерацией после Первой Чеченской кампании на устранение негативных последствий демографической дыры потребовались десятилетия (много эксперты отмечают, что РФ не оправилась от потерь в несколько десятков тысяч человек до сих пор – ведь эти десятки тысяч должны быть умножены на количество потенциально не рождённых детей).

Далее мы переходим к обзору и анализу потерь во Второй Карабахской войне. И здесь количество безвозвратных человеческих потерь несоизмеримо ниже. Предполагаю, что потери почти равны, тем более что если они были почти равными (вероятно с незначительным перевесом азербайджанцев) в октябре, то таковыми они должны быть и сейчас. Если добавить к этому и сирийских боевиков, то ориентировочное суммарное число погибших в этой войне составит от 8 до 10.3 тысяч человек, причем вторая цифра выглядит более адекватной.Если это так, то мы получаем потери в размере 234 человек в день с обоих сторон, в том числе 3.56 на 100 тысяч наличного населения со стороны Армении и Арцаха в сутки, и 1.78 со стороны Азербайджана, то есть ровно в два раза меньше. Для сравнения, в Сталинградской битве, длившейся 201 день со стороны СССР погибло 478 тыс. чел. или 2.38 тыс. в сутки (1.40 чел на 100 тыс. в сутки, если считать, что потери были учтены точно, что происходило не всегда), а Германии - порядка 300 тыс. (и еще столько же - союзников), т.е. 2.12 чел. на 100 тыс. населения в день[5].

Однако наибольшие потери для той же Армении представлены в данном случае списком территорий, ресурсными источниками и промышленными мощностями тех предприятий, которые оказались на захваченных территориях (добавим к этому естественное бегство части населения – как следствие и потеря профессиональных кадров). 

Подписанное соглашение о прекращении военных действий от декабря 2020 года в Нагорном Карабахе «закрыло» военную часть этой проблемы и перевело её в политическое и дипломатическое русло. При этом открываются новые возможности — экономические. Но для кого складываются эти возможности?

О потерях и приобретениях сторон конфликта  рассказал доцент кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета, кандидат экономических наук Аяз Алиев. Прежде чем говорить о том, что могут получить страны после подписанного соглашения, нужно отметить их потери. Больше всего потеряла Армения. 30 лет она хоть и незаконно, но добывала природные ресурсы в различных районах Карабаха. Это и золото, и медь и другие ресурсы. Сейчас она лишилась этого. В Карабахе скрыто работали зарубежные компании, вкладывали инвестиции в регион. Этого сейчас уже не будет. Да и затраты на войну, для и так слабой экономики Армении, обернутся тяжелыми последствиями в будущем. К тому же Армении придется заняться перевооружением армии, что потребует больших финансовых вложений. Азербайджан также понес потери и финансовые издержки в этой войне о некоторым расчетам, каждый день войны обходился бюджету в $ 50−80 млн. Но учитывая стратегические резервы Азербайджана в районе $ 50 млрд, можно отметить, что страна не испытывала и не испытает сильных экономических потрясений. Куда больше она теряет от пандемии и низких цен на нефть.

Что страны приобретут после подписанного соглашения, а разблокировка границ позволит активно пользоваться новым коридором через Зангезур, соединяющий Азербайджан с Нахичеванью? У Армении появится новый транспортный коридор в Россию. Раньше коридор был только через территорию Грузии, но этот маршрут имел ряд недостаток в зимний период. Маршрут через Азербайджан более удобен в этом плане. Армения сможет участвовать в региональных инвестиционных проектах, что даст ей возможность постепенно восстанавливать свою экономику.Азербайджан приобрел новый маршрут, соединяющий его с Турцией. Азербайджан вернул территории богатые золотом, медью, мрамором, известняком и другими полезными ископаемыми. То есть экспортные возможности «качественных минеральных ресурсов» будут расширены, и это большие поступления в бюджет. К тому же освобожденные районы — это новые рабочие места, это инвестиции, в том числе иностранные, это развитие туризма.

Для Армении же потеря территорий это еще и проблема притока беженцев войны. Прибытие из Карабаха десятков тысяч переселенцев требует все новых и новых затрат на их обустройство. Но нестабильная политическая ситуация не позволяет быстро подключить внешние источники кредитования. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, падение ВВП в 2020 году прогнозируется на уровне 7,25%.

Обсуждая удар, который получила армянская экономика по итогам войны в 2020 году, ереванские  СМИ часто сообщают о пограничном конфликте в районе Зотского золоторудного месторождения. Вторая  обсуждаемая тема у них энергетический кризис в Карабахе вследствие оставшихся за азербайджанской стороной частных малых гидроэлектростанций. Но есть менее обсуждаемые, но возможно, более важные потери для экономики Армении.Горнорудную промышленность в Карабахе армянские экономисты считали единственной тяжелой и, несомненно, перспективной.  К 2020 году далеко не все золото  в недрах Зотского месторождения добыто и вывезено в Армению, у армян были планы увеличения добычи и экспорта. Кривая роста добычи золота в Карабахе в последние годы росла. С 2017 года объем горнорудной промышленности на оккупированных землях был больше  50% всего промышленного производства.Рудник в Зоте давал работу армянской железной дороге (эксперты говорят о 50%-й загрузке) и перерабатывающему заводу в Арарате, что вместе составляло до 1-1.5% ВВП Армении. С переходом рудника, составлявшего 70% спорной территории, Азербайджану потеряли работу около 900 граждан Армении. На армянской стороне остался завод, для работы которого руды теперь почти нет.В годы  оккупации армяне построили в Карабахе 36 малых электростанций, которые вместе с электроэнергией от Суговушанской и Сарсангской ГЭС (мощность последней 50 МВт) полностью покрывали энергетические нужды оккупированного региона. «Даже часть электричества отправлялось в Армению. По итогам войны 30  действующих ГЭС перешли под контроль Азербайджана» заявил начальник Отдела энергетики Министерства экономики и производственных инфраструктур Левон Габриелян. 

К экономических последствиям в данном случае добавились и политические риски для Армении.

Война в Нагорном Карабахе и возникшая на этом фоне внутриполитическая нестабильность вкупе с экономическими проблемами создают все предпосылки для того, чтобы 2021 год стал для Армении одним из сложнейших в современной истории страны.17 оппозиционных политических партий уже создали "Движение за спасение родины" и приступили к акциям гражданского неповиновения. Однако премьер-министр Никол Пашинян не склонен идти на уступки, а оппозиция еще не настолько сильна, чтобы диктовать свои условия.Согласно социологическим опросам, примерно 50% населения страны выступает за отставку премьера, но поддерживающий его правящий блок "Мой шаг" по-прежнему контролирует стабильное большинство в парламенте. «Он, конечно, понимает, что теряет свою легитимность, однако отсутствие рычагов у оппозиции может продлить его пребывание у власти», - отметил[6] доктор политических наук, глава филиала Института стран СНГ Александр Маргаров. Хотя боевые действия в Нагорном Карабахе благодаря подписанию трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, Армении и России прекращены, очевидно, что граждане Армении еще долго будут чувствовать последствия этих событий. Они создали кризис внутри страны как в плане общественного восприятия случившегося, так и общего представления людей относительно своего будущего, считают наблюдатели. Огромные финансовые затраты на военные действия в условиях пандемии, разрушение инфраструктуры и потеря территорий, которые имели экономически важное значение для Армении, начинают сказываться на повседневной жизни людей.

Подводя общие итоги анализа развития сценариев 1-й и 2-й Карабахских войн, а также фаз подсчёта потерь, можно наблюдать несколько общих причин и следствий:

1) В обоих случаях стороны не стремились к активной дипломатии, предпочитая путь агрессивной эскалации, «потрясания оружием». Однако если в первый раз это сыграло Армении на руку, и ее военные ресурсы позволили оттеснить Азербайджан с ряда территорий, то сценарий 2-й войны демонстрирует лучшую подготовленность Азербайджана: активное использование заграничной поддержки (Турция, Израиль, Грузия, Пакистан и др.), использование модернизированных высокоточных систем ведения войны. Армения была явно не готова к современному темпу войны. 

2) Обеих войн можно было избежать. Это заявление является бесспорным даже несмотря на то, что история не терпит сослагательных наклонений. Однако пассивность международного сообщества и «старших ­­­­­партнёров» участников войны в лице США, РФ и Евросоюза наглядно демонстрирует нам простой и понятный тезис – перечисленные стороны не стремились к активной деэскалации военного конфликта. 

3) В конце каждого из сценариев наблюдается потеря в живой силе и экономических мощностях. Угнетающий урон для экономики Армении и Азербайджана в Первой войне наглядно демонстрируют приведённые выше таблицы. Однако итог сценария Второй войны едва ли может быть утешительнее, несмотря на значительно меньшее количество потерь: Армения потеряла не только убитых, но и ресурсно-промышленные территории, что ставит страну под угрозу энергетического и демографического кризиса.

Глава 2

Урегулирование Карабахского конфликта: тенденции ближайшего будущего — сегодня и завтра

Данная глава кратко освещает ведущие экспертные оценки относительно потенциального будущего в международных отношениях между такими игроками как Армения, Азербайджан, непризнанная республика Нагорного Карабаха, а также второстепенных и приоритетных партнёров и «гегемонов» в лице Российской Федерации, США, Евросоюза, Израиля и Турции. 

Следует отметить, что на данный момент большая часть статистических данных касается военных и экономических потерь в настоящем времени – однако, важно понимать, что в расчётах ближайшего (2-5 лет) и среднеудалённого (5-20 лет) будущего необходимо учитывать прогнозируемые потери. Как было проиллюстрировано в первой главе, подобная схема твёрдо просматривается в случае с демографическими показателями, однако, куда больше проблем с измерением и прогнозированием возникает при оценке следующих факторов в отношениях между сторонами, участвовавшими в недавней войне:

1) Урон, нанесённый культурному сотрудничеству между странами;

2) Потенциальные риски, связанные с радикализацией политического, социального и культурного молодёжного населения стран, особенно националистически настроенных кругов населения, в семьях которых есть погибшие;

3) Проблема обострения межрелигиозной розни на фоне недавней войны – угроза превращения сценария классической войны в религиозную, так называемую «священную», войну.

Данные факторы измерить значительно сложнее, поэтому оценки в отношении будущего по данным позициям носят субъективный характер. 

2.1 Позиции экспертов о стратегическом будущем – 
политические шансы и риски

По мнению Гюнтера Бехлера (бывшего спецпредставителя ОБСЕ на Северном Кавказе), армяно-азербайджанский военный конфликт ознаменовал поражение международного права, мультикультурализма и попыток разрешения конфликтов дипломатическими способами. Российское руководство, в свою очередь, по выражению Бехлера, «фантастически» использовало представившийся шанс для укрепления своих позиций в регионе, и в результате обе стороны конфликта получили то, чего меньше всего хотели – миротворческие войска России. В свою очередь, ЕС, по мнению швейцарского дипломата, рискует в очередной раз "потерять" Южный Кавказ. В Армении, указал он, после поражения в войне за Карабах под ударом оказался «демократический эксперимент» – правительство Пашиняна, пришедшее к власти в результате мирных протестов в 2018 году.

По мнению Азера Бабаева, изменение геополитического контекста карабахского противостояния и существенное усиление позиций Турции в регионе - ключевой аспект конфликта. Он считает, что минский формат ОБСЕ «мертв» и что Россия в компании с Турцией в поисках решений региональных конфликтов взаимодействуют напрямую. И тем не менее, несмотря на всю эйфорию от военной победы, царящей на родине, Бабаев признал, что цена этой победы - российские войска, которые, по сути, взяли под контроль Нагорный Карабах.

В свою очередь, Ричард Гирагосян (основатель Центра региональных исследований в Ереване) обратил внимание на опасность, нависшую над правительством Никола Пашиняна. «Демократическая весна под угрозой», считает Гирагосян, добавляя, что «это не удивительно». Ведь правительство Пашиняна пришло к власти в Армении в ходе массовых уличных протестов два года назад. «…В России подобную демократию рассматривают как угрозу путинской модели правления…», - пояснил эксперт. Военное поражение в Карабахе, полагает Гирагосян, привело к тому, что реформы и демократия в Армении оказались под вопросом, а у Кремля «…появились дополнительные рычаги воздействия на правительство в Ереване…».

Армянского политолога, среди прочего, беспокоит вопрос долгосрочных последствий пребывания российских войск в стране: «Обычно, если они куда-то приходят, то стараются не уходить». По его словам, Россия получила шанс на «беспрецедентное» военное присутствие в регионе. «…У нас не было другого выбора, кроме как принять навязанное Россией соглашение о прекращении огня», - убежден Ричард Гирагосян. Еще больше его беспокоит прецедент, созданный Азербайджаном: после случившегося может сложиться впечатление, что подобные конфликты можно урегулировать не с помощью дипломатии, а военным путем.

Какова же позиция российской стороны, как старшего партнёра в отношениях между бывшими союзными республиками? Ни для кого не секрет, что РФ, как правопреемник СССР и РСФСР несёт особую геополитическую ответственность за положение на постсоветском пространстве. 

«…Позиция нашего государства однозначная — это прекращение боевых действий, решение всех вопросов мирным путем. Те посылы, которые были со стороны нашей страны в части переговорного процесса, различные консультации министра иностранных дел Сергея Лаврова с коллегами из Азербайджана и Армении, надеюсь, приведут к желаемым результатам: стороны осознают, что боевые действия влекут за собой потери, и, как говорится, победителей в этой войне не будет. Мы делаем все возможное для того, чтобы вопрос решился за столом переговоров…», — сказал Юрий Швыткин (Российский военный, государственный и политический деятель. Депутат Государственной Думы). «…Азербайджанская сторона нарастила огромный потенциал с помощью, прежде всего, Турции, с помощью Израиля, его технологий и военных разработок и, конечно же, в Баку рассчитывают на успех. Что противопоставляют армянские силы самообороны Карабаха при поддержке Армении — это, безусловно, высокий боевой дух, умение вести упорную позиционную войну. И результат может быть непредсказуем…», — добавил эксперт.

Посол Армении в России Вардан Тоганян заявил, что в военных действиях в Нагорном Карабахе на стороне Баку участвуют подразделения, переброшенные Турцией из Сирии. По его данным, за последнее время около четырех тысяч боевиков переброшено Турцией из Сирии в Азербайджан. В Минобороны Азербайджана со своей стороны утверждают, что на стороне Армении воюют «прибывшие из Сирии и других стран Ближнего Востока люди.

Другую позицию отстаивает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. По его мнению, причины надо искать не только в застарелости конфликта, которому больше 30 лет, но и в обстановке внутри стран: «…Азербайджан очень сложно входит во вторую волну коронавируса, он и первую волну проходил очень тяжело, что вызывало напряжение в обществе. Кроме того, весеннее падение цен на нефть (а большая часть экспорта Азербайджана представлена нефтью и газом) страна переживала очень тяжело, экономика находится в кризисе, и это сказывается на ситуации с политическими элитами. На этом играет Армения, потому что. Пашинян, который пришел к власти в результате бархатной революции, называет Алиева, который получил власть почти по наследству, диктатором. В этом плане интересно, что первое, что сделал Пашинян, когда начались боевые действия на границе Нагорного Карабаха, он позвонил в Москву, рассчитывая на поддержку. Традиционный постсоветский подход!». Также Суздальцев комментирует роль стран-соседей: «…Что ждать? Сейчас мы напряженно смотрим в сторону Анкары, потому что Турция заинтересована в поддержке Азербайджана, она заинтересована присутствовать в Закавказье, быть здесь арбитром. Пошли уже разговоры о том, что здесь должен появиться турецкий спецназ, но пока это похоже на вброс…».

2.2. Подведение итогов и прогнозирование

Как указывает ряд военных экспертов, оценивая военный потенциал Армении и Азербайджана, передовым вооруженным силам придется перейти от платформенно-ориентированной к более интегрированной сетецентрической структуре сил. В предстоящие десятилетия вооруженные силы, которые лучше всего поймут как объединить эти две системы в гибридную силовую структуру, совмещающую  устаревшие системы с новыми технологиями, будут обладать преимуществом в боях высокой интенсивности. Это касается малых, средних и больших держав. Много устаревшей техники останется, и вооруженным силам нужно найти способы ее обновить и интегрировать. Конфликт продемонстрировал как постоянно растущее значение в современных боевых действиях эффективных, синхронизированных, общевойсковых операций на тактическом уровне, так и экспоненциально более разрушительные последствия невыполнения таких операций. Если какой-то один компонент в общевойсковой операции выходит из строя, например, пехота не поддерживает бронетехнику или средства ПВО не прикрывают артиллерию – становится легче пробить брешь в обороне и быстро ее использовать.

Отдельно стоит упомянуть и особенности не менее важной стороны конфликта – информационную. Вдали от линии фронта конфликт, несомненно, подтвердил важность информационного пространства для будущей войны. Обе стороны потратили значительные ресурсы, пытаясь контролировать источники, освещавшие боевые действия, мобилизовать международное общественное мнение в пользу своей страны и привлечь внимание иностранных правительств. Платформы социальных сетей, в частности Твиттер, были центральной ареной усилий по борьбе с информационными потоками, когда обычные граждане и боты сражались при помощи хэштегов и спама, оспаривая результаты боевых действий в Нагорном Карабахе и заявляя – нередко прибегая к манипуляциям и методике оправдания – агрессию и зверства с обеих сторон.
Однако какое будущее будет ждать экономики стран-участниц конфликта? Здесь можно привести небольшую схему, иллюстрирующую риски и возможности для Армении и Азербайджана. Учитывая данные из первой главы о потерях сторон, несложно спрогнозировать катастрофические последствия для экономики Армении и явные преференции для Азербайджана и его стратегических партнеров – Турции и Израиля. Однако есть и набор дополнительных факторов. И здесь довольно наглядным и уместным будет привести схематическое представление «возможностей и рисков» (см. схему ниже). 

Схема «Армения\Азербайджан – Потенциальные риски»

Политические риски

1. АР: Усиление напряжения между оппозицией и администрацией Пашиняна.

2. АЗ: Закрепление роли «агрессора» в глазах мирового сообщества. 

Экономические риски

1. АР: Потеря стратегических территорий, ресурсов и промышленных мощностей – угроза энергетического кризиса и дефицита рабочих мест. 

2. АЗ: Нагрузка на бюджет в виде военных кредитов и содержания обновленной армии.

Социальные риски

1. АР: Расслоение общества на сторонников оппозиции и сторонников Пашиняна. Возможен мозаичный раскол общества на большее количество групп-антагонистов.

2. АЗ: Риск появления «антивоенного» движения, а также снижения популярности Алиева в глазах мирно настроенной молодёжи.

Культурные риски

1. АР: Опасность радикализации населения по этническому, религиозному и политическому признаку. Угроза «реваншизма». 

2. АЗ: Учитывая связи с Турцией и Пакистаном, существует угроза радикализации исламского населения, что может перевести противостояние с Арменией в плоскость войны ценностей.

Заключение

«Читаю про очередной конфликт в Армении. Даже не интересно, скинут ли там Пашиняна, придёт ли кто-то другой на его место. Стратегически, на десятилетия колея для Армении ясна: продолжение эмиграции из страны. С 1991 года Армению по самым скромным оценкам покинули 1,1 млн. человек, или 32% населения. Треть уехала. И ещё треть уедет за предстоящие 15-20 лет. 
Наоборот, непонятно, что ещё там делают оставшиеся 2,5 млн. человек, когда под боком есть другая, нормальная жизнь в огромных армянских общинах в России, во Франции, в американской Калифорнии. Не видно совсем, что там может исправить жизнь. По всей вероятности, этого не видит и армянская диаспора, которая при их огромных капиталах не хочет поднимать свою историческую Родину».
Павел Пряников, социолог-публицист.

Список используемой литературы:

[1]Гаджиев А.Н., Определение государственно-территориального статуса Нахичевани и Карской области на завершающем этапе Гражданской войны в России // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-gosudarstvenno-territorialnogo-statusa-nahichevani-i-karskoy-oblasti-na-zavershayuschem-etape-grazhdanskoy-voyny-v-rossii (дата обращения: 21.02.2021).

[2] Ермаков Ф.И., Васильев А.А. Национальный вопрос в современной России: заметки и размышления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. №4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-vopros-v-sovremennoy-rossii-zametki-i-razmyshleniya (дата обращения: 21.02.2021).

[3] Обзор ситуации в Карабахском конфликте после апреля 2016. Страны, тенденции, переговорный процесс // Кавказский узел,Политическая география Южного Кавказа 2020. №2. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/42569

[4] Потери в Карабахской войне 1992-4 гг. Потери общие и потери армянской стороны// Кавказский узел, Политическая география Южного Кавказа 2020. №2. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/42629

[5] Потери сторон во Второй Карабахской войне суммарно могут достигать 10 тыс. чел. // Кавказский узел, Политическая география Южного Кавказа 2020. №2. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/46156

[6]Галстян Н. Нестабильность и экономические проблемы. Последствия конфликта в Карабахе для Армении // Тасс, URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10374181

Далер
Автор: Далер Нематов, Артур Кизилов


Реальные причины конфликта Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе — как остановить войну?

Расскажем, как остановить конфликт и предотвратить войну армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе.

Опять начал обостряться конфликт между Арменией и Азербайджаном на этнической и религиозной почве из-за территории, которая называется Нагорный Карабах — непризнанная республика Закавказья, одна из горячих точек на территории СССР, война в которой не затихает более 30 лет.   Причины конфликта Армении и Азербайджана такие же, как причины конфли... Читать 8 мин.

Реальные причины конфликта Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе — как остановить войну?

Последствия распада СССР — войны на территории республик Союза

Войны, беженцы, разруха, слабая экономика. Последствия распада СССР ощущает каждый прямо сейчас.

В 91 году, по заявлению нашего Президента, произошла крупнейшая геополитическая катастрофа 20 века – крах Советского Союза. Но все дело в том, что это последствия незаконных решений по развалу СССР, а сам распад Союза проходил незаконно: в Советском Союзе были законы, которые описывали легитимный роспуск СССР, в плане границ.   Ну, как пр... Читать 7 мин.

Последствия распада СССР — войны на территории республик Союза
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
30.03.2025
Последние выступления Владимира Путина об украинском урегулировании
Владимир Путин предложил новый вариант урегулирования украинского конфликта и ответил на в...
Wsem обо Всём
Пресс-служба ЛДПР
4 ч. назад
В ЛДПР считают идею о повышении возраста молодежи неуместной
Куратор «Молодёжки» ЛДПР Дмитрий Шатунов категорично высказался о повышения возраста молод...
Шустров Марат
Шустров Марат
28.03.2025
Саратов и Энгельс на грани: как атаки БПЛА заставляют жителей жить в страхе
Саратовская область под огнем: что скрывают атаки украинских дронов?
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
07.04.2025
Трамп пытается давить на Россию
Отвечая 6 апреля на вопросы журналистов на борту борту Air Force One, Трамп заявил, что ем...
Wsem обо Всём
Пресс-служба ЛДПР
2 ч. назад
«Молодежка» ЛДПР задаст ценностную повестку молодого поколения
Молодежная организация ЛДПР запустила работу по формированию базовых принципов молодежного...
Wsem обо Всём
Команда конкурса «Парад ударных» Drumsfest Russia
25.03.2025
XI Международный фестиваль - конкурс «Парад ударных инструментов»
15–18 мая 2025 г. в Москве пройдет крупнейший столичный конкурс барабанщиков — ХI Междунар...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
18.03.2025
Результаты переговоров Путина и Трампа: намечены вехи на пути к сотрудничеству
Отмечены риски, связанные с недоговороспособностью киевского режима. Приступили к созданию...