Поиск тайны гораздо интереснее, чем владение ею
— Вольф Мессинг
Территории происхождения и перемещения исследуемого кольца-печатки
С интересом рассматриваю перстень-печатку. Вещь явно старинная. В прямоугольной оправе из белого металла чёрная вставка, на просвет коричневого цвета. Этими свойствами обладает полудрагоценный камень – халцедон. На нём гемма — инталия в технике углублённого рельефа с погрудным профильным изображением молодого мужчины в рыцарских доспехах и в шлеме с плюмажем из 3-х птичьих перьев. Смотрится средневековым итальянским кондотьером. Размер щитка 22 х 15 мм Шинка (дужка) из серебра 875 пробы распилена. Возможно, кольцо снято с пальца умершего. Общий вес изделия 6,3 граммов.
Как кольцо-печатка попало в Беларусь
Это кольцо-печатку белорусский скульптор Заир Азгур (1908–1996) подарил своей приятельнице, потомственной графине, организовавшей в 1968 году по случаю 60-летия юбиляра, пышные торжества, со словами: «Носи, Алла, ты это любишь». На вопрос: «Откуда оно?», даритель ответил: «Получил после изготовления памятника московскому хирургу Очкину». К слову, этот очень известный и плодовитый скульптор изваял два бюста профессора медицины Алексея Дмитриевича Очкина (1886–1952):
— один памятник в бронзе изготовлен по Постановлению Правительства СССР в ознаменование заслуг этого врача. Он установлен в 1955 году перед хирургическим корпусом московской городской больницы имени С. П. Боткина;
— второй памятник изготовлен в красном граните, предположительно по заказу вдовы Антонины Фёдоровны, и установлен на Новодевичьем кладбище (2 участок, 28 ряд, 2 место).
Оба скульптурных произведения выполнены с максимальной портретной схожестью, что делает честь мастеру. Конкретно, за какой памятник и кто мог отблагодарить скульптора Заира Азгура кольцом-печаткой, мы пока не знаем, но надеемся узнать.
Столичный эскулап А. Д. Очкин получил от Советской власти массу привилегий, почестей и материальных благ. О его состоятельности упомянул коллега и приятель Сергей Сергеевич Юдин (1891–1954) 1 августа 1951 года на допросе, проводимом ст. следователем следственной части МГБ СССР майором И. Меркуловым: « Со слов хирурга Алексея Дмитриевича Очкина, он в 1936 или 1937 году вместе с академиком Сергеем Ивановичем Спасокукоцким в больнице Кремля успешно провёл хирургическую операцию на внутренних органах Генерального секретаря Коммунистической Партии Испании Хосе Диаса, за что Очкин был награждён орденом Ленина, автомобилем и 30 000 рублями». Справка, отпускная цена автомобиля «Победа» в то время составляла 16 000 рублей.
Тогда же С. С. Юдин дал следователю ещё одно показание по этой теме: «Старый друг А. Д. Очкина художник Желтухин Борис Васильевич в течение многих лет добывал для картинной галереи А. Д. Очкина, картины фламандских и голландских мастеров».
Как кольцо-печатка попало в Москву
Со слов широко известного белорусского скульптора З. И. Азгура, знаменитый московский хирург А. Д. Очкин, побывавший по делам в городе Милане, не дал умереть от сердечного приступа какому-то господину. За это его отблагодарили перстнем-печаткой со словами: «Это Сфорца». Напомним читателю, Лодовико Мария Сфорца, прозванный Моро (1452–1508), в 1480 году стал регентом герцога Миланского Джана Галеаццо Мария Сфорца (1469–1494), а по сути — единоличным правителем герцогства.
У него при дворе были мастера ювелирных дел: Энзоло Джиан Франческо (1430–1513) и сверстник регента Кородоссо ди Фоппо (1452–1527). Оба искусные камнерезы-миниатюристы. Каждый из них мог изготовить эту гемму с портретной схожестью молодого Лодовико Сфорца в доспехах кондотьера, коими в действительности были все мужчины рода Сфорца. Возможно, что этот перстень –печатка был на пальце герцога Миланского Лодовико Сфорца в момент его пленения 10 апреля 1500 года у стен Новары. Достоверно, будучи узником замка Лош, Лодовико Сфорца нацарапал гвоздём на стене своей тюремной камеры автопортрет (фото прилагаю).
Во время «железного занавеса», далеко не каждый советский врач мог побывать за границей на конференциях, симпозиумах, съездах врачей. Преуспевающий хирург А. Д. Очкин такую возможность имел. В 1922 году его включили в кадровый состав лечебно-санаторного управления Кремля. Здесь он познакомился с Секретарём ЦК КПСС с 1921 по 1930 год Вячеславом Михайловичем Молотовым. В 1921 году 31-летний Вячеслав Молотов (Скрябин) женился на 24-летней активистке Полине Семёновне Жемчужине (Перл Соломоновна Карповская). В молодые годы она работала на папиросной фабрике набивщицей, где подорвала своё здоровье. В год свадьбы заботливый муж отправил молодую жену в Карловы Вары, Чехословакия подлечиться. А в 1922 году, Молотов, получив отпуск, поехал к жене.
Огромный объём выполняемой Вячеславом Михайловичем ответственной работы, постоянное нервное напряжение в общении с И. В. Сталиным, породили у него приступы стенокардии. Пишут, что за свою долгую жизнь В. М. Молотов перенёс семь инфарктов миокарда на ногах и в больничных условиях. С восьмым инфарктом 96-летний пациент Кунцевской больницы не справился.
Таким образом, В. М. Молотов нуждался в наблюдении квалифицированного врача, могущего своевременно оказать необходимую медицинскую помощь.
Возвращались супруги в Москву с заездом в Милан, Италия. Сопровождал ли квалифицированный врач Алексей Очкин Вячеслава Молотова по маршруту Москва — Карловы Вары — Милан - Москва, мы не знаем. Но арестованный 22 декабря 1948 года по делу «Врачей-вредителей» С. С. Юдин на допросе. проводимом ст. следователем по особо важным делам майором И. Меркуловым, сообщил: «Очкин говорил мне, что в послевоенные годы он не раз выезжал за границу, сопровождая В. М. Молотова при выездах на международные конференции и заседания.» . Возможно, что в одной из служебных поездках с В. М. Молотовым или самостоятельно, врач А. Д. Очкин мог вернуть к жизни человека, поражённого инфарктом. И в благодарность получить перстень-печатку.
Официальное подтверждение подлинности кольца-печатки
Зная, что в собрании коллекций Государственного Эрмитажа находятся подобные миниатюры (инвентарные номера И-3630, И-3633) работы придворных ювелиров Энзоло Джиан Франческо и Карадоссо ди Фоппо, я послал фотографию кольца-печатки весьма компетентному специалисту Эрмитажа по античным геммам (инталии и камеи) Олегу Яковлевичу Неверову. Тот ответил: « Если чёрный камень на просвет коричневый, то камень подлинный». Так оно и есть. Когда собрался посетить Эрмитаж, оказалось. что этот светила умер. Но администрация мне любезно ответила: «…Государственный Эрмитаж не правомочен проводить консультации и экспертизы предметов, не входящих в его коллекцию. Вы можете обратиться в Центр экспертизы в Вашем городе».
В Национальном художественном музее Республике Беларусь в городе Минске взялись провести художественно-историческую атрибуцию представленного кольца-печатки. Эксперты определили время изготовления данного ювелирного изделия ХУ‑ХУI век, Италия. По их мнению: «Изображение рыцаря на халцедоне отличается высоким профессионализмом, патетикой образа, точностью рисунка, изысканностью линий, тончайшими нюансами резьбы, градациями рельефа. Произведение имеет историческую, культурную, высокую художественную и музейную ценность».
Также эксперты «В ходе исследования обнаружили сходство изображение рыцаря на инталии с автопортретом герцога Милана Лодовико Сфорца, прозванного Моро, сохранившегося на стене тюремной камеры замка Лош, Франция, в которой Моро провёл последние годы жизни». Поясним читателю. Герцог Миланский с 25 мая 1495 года Лодовико Мария Сфорца в свои 48 лет был пленён французами в сражении под Новарой, Италия 10 апреля 1500 года и по прихоти короля Людовика ХII провёл восемь лет в различных тюрьмах. Французский писатель Эдмонт Готье в своей работе упомянул о находке в замке Лош записи, что узник Моро доставлен из большой башни Буржа и помещён в башню Мартеле замка Лош в 1504 году.
Великий Леонардо да Винчи, посетив в 1517 году замок Лош, пометил в своей записной книжке: « Старый тюремщик показал башню, где 8 лет томился и умер в заключении в 1508 году герцог Ломбардии Лодовико Моро». За время пребывания в башне Мартеле замка Лош, Моро разрисовал стены тюремной камеры и нацарапал гвоздём над камином свой профиль в рыцарских доспехах и в шлеме с плюмажем из трёх птичьих перьев.
Гид замка Лош Марина Габлен подтвердила, что этот автопортрет ещё различим над камином. Вот этот автопортрет эксперты нашли схожим с изображением рыцаря на кольце-печатке. В такой ситуации, герцог Лодовико Сфорца смотрится особенно причастным к имеющемуся кольцу-печатке. Если этот перстень был на пальце узника, то он мог его рисунок повторить на стене тюремной камеры. А после смерти Моро 17 мая 1508 года по Юлианскому календарю в соответствии с католическими правилами его полагается снять с усопшего. Допускается хоронить католика только с обручальным кольцом. не покидавший герцога все 8 лет верный камердинер Пьетро Франческо да Пантремоли мог разрезать серебряную дужку (шинку) и снять кольцо-печатку с пальца покойника. В этом случае он оставил перстень-печатку себе в память о своём господине. Возможности передать эту вещь в Милане кому-нибудь из рода Сфорца у него не было — все родственники и близко общавшиеся с Моро покинули столицу Ломбардии, спасаясь от французских оккупантов.
У кого после камердинера да Понтремоли находился перстень-печатка нам на первом этапе исследования отследить не удалось. Может что-нибудь прояснит проживающая в Москве наследница Миланского рода Сфорца, героиня статьи московской журналистки Ларисы Геннадьевны Жуковой от 16.10.2016 (обновлено 03.03.2020) Но её ещё надо найти по имеющейся фотографии.
У меня не продвинутого не получается. Здесь я очень надеюсь на помощь читателей, любителей подлинной истории. С Вами развязка будет быстрее.
Продолжение следует. Валентин Павлов [email protected]