Правительство Липецкой области распространило 30 сентября с.г. в официальном Телеграм-канале следующий текст:
«В соцсетях злоумышленники продолжают распространять фальшивые видео с губернатором Липецкой области Игорем Артамоновым, в котором он якобы сообщает о кадровых изменениях в составе Правительства. Мы официально заявляем: это дипфейк, созданный при помощи технологий искусственного интеллекта.
Данная провокация направлена на то, чтобы вызвать панику и подорвать стабильность в регионе. Призываем сохранять бдительность и черпать сведения исключительно из проверенных официальных источников».
Эксперты Финансового университета обратили внимание на потенциальную уязвимость населения перед последними достижениями технологий социальной инженерии и задались вопросом о возможных путях защиты общества от киберугроз, угроз манипулирования общественным мнением со стороны мошенников, иностранных спецслужб, занимающихся диверсионными психологическими операциями.
Сообщение Администрации Липецкой области — лишь один эпизод из уже множества отмеченных попыток сформировать альтернативную реальность, используя методы социальной инженерии. Пока что можно констатировать, что основная масса мошенничеств и примеров социальной инженерии осуществляются с использованием телефонов и мессенджеров.
Но, говоря о все более совершенствующихся методах влияния на общество, нельзя не отметить, что и потенциальный масштаб их использования, и возможный ущерб репутации государства, например, от применения той же технологии дипфейка, вынуждают уже сейчас искать и разрабатывать меры противодействия и защиты от информационных и киберугроз. Особую актуальность необходимости противодействия этой угрозе придает нарастающая геополитическая напряжённость и, как следствие, высокая чувствительность общества к информационным атакам на него по любым острым вопросам современной повестки.
Отметим, что в настоящее время ученые по всему миру разрабатывают и совершенствуют инструменты машинного обучения, составляющие основу дипфейков, то есть технологии подмены изображения и звука.
Изучив и проанализировав публикации различных авторов по проблеме дипфейков, эксперты Финансового университета отмечают, что эффективные инструменты противодействия им, если и появятся, то вряд ли это произойдет в обозримом будущем. Однако отдельные рекомендации органам государственного и муниципального управления по снижению угроз использования дипфейков и возможного репутационного ущерба, можно сформулировать уже сейчас:
— минимизировать число каналов распространения информации;
— активно продвигать на аудиторию тезис о том, что только данные каналы являются источниками официальной информации;
— координировать подготовку и распространение новостей и блоков информации между внутренними службами;
— организовать и проводить регулярный мониторинг каналов, осуществляющих последующее (повторное) распространение официальной информации органов ГМУ (перепосты, перепечатка, ссылка на источник);
— разработать план реагирования на распространяемую дезинформацию.
Материал подготовлен доцентом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Зубенко Андреем Вячеславовичем.







