Конфликтологическая компетенция способствует уменьшению уровня конфликтности и агрессивности среди подростков, а также благоприятно влияет на взаимоотношения в учебно-воспитательном процессе школы. В период ранней юности формируется возможность развить более высокий уровень личностного развития, когда осознание конфликтологической культуры начинает рассматриваться как ценность. В этот возраст школьник способен осознать систему знаний по конфликтам и методам их предотвращения. Этот возраст характеризуется развитием самоконтроля, позволяющим школьнику профессионально прогнозировать, предотвращать конфликты и эффективно взаимодействовать в случае их неизбежности. Таким образом, актуальность проблемы обусловлена объективными противоречиями между характеристиками конфликтов в школьной среде и содержанием понятия конфликтологической грамотности. В процессе социализации выделяются основные факторы, которые определяют особенности конфликтов между учениками.
1. Возрастная психология: возраст ученика оказывает влияние на причины, развитие и разрешение конфликтов. Школьный период характеризуется интенсивным развитием в области социализации.
2. Процесс социализации: социализация представляет собой процесс усвоения социальных норм и ценностей. Конфликты являются одним из способов социализации школьников, помогая им научиться правильно взаимодействовать с окружающими.
3. Характер деятельности: учёба в школе является главной сферой деятельности школьников. Конфликты могут возникать в связи с учебным процессом или взаимоотношениями с одноклассниками.
4. Современный образ жизни: изменения в общественно-экономической обстановке и неравенство в материальном благосостоянии семей могут приводить к конфликтам между учениками.
Для подростков важно не только общение со сверстниками в школе, но и занятие удовлетворительного положения среди одноклассников. Каждый школьник стремится занять определённую позицию в группе, которая отражает его стремления и особенности личности. Лидеры обладают рядом психологических черт, способствующих лидерству среди подростков. Подростки, не являющиеся лидерами, могут испытывать более низкую самооценку и слабую мотивацию к соперничеству, однако они также стремятся к улучшению своего положения в коллективе. Неумение достичь удовлетворяющего положения может привести к различным нарушениям в учебной деятельности и поведенческим проблемам. Конфликты между учениками в школе часто возникают из‑за нарушений поведенческих норм и правил.
Концепция авторского социального проекта «Не дерусь, а урегулирую»
Актуальность нашего проекта обусловлена тем, что по статистике 52% опрошенных в возрасте от 10 до 15 лет — в первую очередь они жалуются на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%). Каждый пятый опрошенный (19,7%) говорит о случаях агрессии со стороны учителей. 22% респондентов заявили о буллинге учителей учениками. Мы считаем, что буллинг будет продолжаться до тех пор, пока конфликт не будет исчерпан/разрешен. Но, есть точка зрения, что дети не умеют выходить из конфликтов с минимальными последствиями, и в целом не умеют разрешать конфликты. Это связано и в том числе с тем, что у детей в возрасте 13–15 лет только начинает формироваться критическое мышление (Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале - объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.)
Что будет, если не решить проблему?
Исследования, проведенные Росстатом говорят о том, что число попыток суицида среди несовершеннолетних за последние три года увеличилось почти на 13%, с 3253 до 3675 случаев, а число повторных попыток на 92,5% (с 188 до 362 случаев). (Данные за 2021 год). Согласно данным Следственного комитета, в 2021 году число детских самоубийств возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая.
Это может быть объяснено тем, что на детей оказывается психологическое давление в школьной среде (и не только), и тем, что дети не умеют грамотно вести себя/разрешать конфликты. Если не решить проблему, школа станет для учеников местом, где им неприятно и, в некоторых случаях, даже опасно находиться. Процесс усваивания знаний школьниками станет крайне затруднительным, соответственно, уровень общего среднего образования понизится.
Школьники в возрасте 12–15 лет имеют ограниченное понимание конфликтологии, хотя уже способны осознавать основные причины и признаки конфликтов. Наша концепция социального проекта «Не дерусь, а урегулирую» обусловлена высоким уровнем психологической и физической агрессии среди детей и подростков. Суть проекта заключается в повышении уровня конфликтологической грамотности, что может снизить число конфликтов в обществе и помочь людям эффективнее управлять своим поведением в конфликтных ситуациях. Важно обратить внимание на рост числа случаев психологической и физической агрессии среди детей, что свидетельствует о необходимости активных действий в данной сфере для предотвращения насилия и конфликтов.