К началу 2025 года государственный долг регионов РФ был зафиксирован на уровне 3 147,8 млрд рублей, уменьшившись по сравнению с началом 2024 года (3 220,7 млрд рублей) на 2,3%, или те же 72,9 млрд рублей. Общий объём госдолга регионов, включая долги муниципальных образований в их составе, сократился на 2,5%, составив 3,53 трлн рублей.
В течение 2024 года наблюдалось сокращение государственного долга, выраженного в ценных бумагах — с 537,2 млрд рублей до 385,1 млрд рублей (снижение на 28,3%), а также по бюджетным кредитам — с 2,498 трлн рублей до 2,467 трлн (уменьшение на 1,2%). Прочие долговые обязательства регионов РФ уменьшились с начала 2024 года на 8,5%, составив 4,9 млрд рублей.
Совокупная задолженность по бюджетным кредитам снизилась на 1,3%, достигнув 2 709,7 млрд рублей. Доля бюджетных кредитов в структуре общего государственного долга регионов составила 76,8%.
Финансовая ситуация с исполнением консолидированных бюджетов регионов характеризуется как сбалансированная. Доходы бюджетов продемонстрировали рост более чем на 10% по сравнению с 2023 годом, расходы увеличились примерно на 10,3%, при этом общий дефицит составил менее 300 млрд рублей. В начале 2025 года дефицит региональных бюджетов сократился в шесть раз по сравнению с предыдущим годом, составив около 50 млрд рублей.
Положительная динамика в сфере государственного долга регионов обусловлена рядом факторов, включая эффективное управление финансовыми ресурсами, увеличение налоговых поступлений и реализацию программ финансовой поддержки субъектов РФ со стороны федерального центра. Регионы оптимизируют долговую нагрузку, используя инструменты реструктуризации долга, что позволяет высвободить средства для финансирования приоритетных направлений развития.
Сокращение доли ценных бумаг в структуре государственного долга свидетельствует о снижении зависимости регионов от рыночных заимствований и переориентации на более стабильные источники финансирования, такие как бюджетные кредиты. Уменьшение прочих долговых обязательств указывает на повышение финансовой дисциплины и ответственности региональных властей в вопросах управления долгом.
«Вопрос государственного долга регионов остается актуальным и требует постоянного мониторинга. Важно обеспечить сбалансированность региональных бюджетов, не допуская чрезмерного роста долговой нагрузки, который может негативно сказаться на социально-экономическом развитии субъектов РФ. Необходимо продолжить практику предоставления регионам финансовой помощи со стороны федерального центра, а также стимулировать их к поиску дополнительных источников доходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.
Анализ исполнения федерального бюджета за 2024 год показывает, что в сфере государственных финансов регионов наблюдается положительная динамика. Сокращение долговой нагрузки, рост доходов бюджетов и снижение дефицита свидетельствуют об улучшении финансового состояния субъектов РФ и создании благоприятных условий для дальнейшего развития», — комментирует эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Шмыгалева Полина.