20-22 марта председатель КНР Си Цзиньпин с трёхдневным государственным визитом посетил Россию. Встречу Владимира Путина и главы Китая можно считать одной из важнейших для всей геополитики, так как встретились два лидера поддерживающий курс на многополярность. Естественно, многие аналитики ожидали заявлений, которые повлияют на взаимоотношения стран «золотого миллиарда» и «всего остального мира».
Встреча Путина и Си Цзиньпина
На первой встречи лидеров России и Китая Владимир Путин акцентировал внимание на теме мирного плана КНР по Украине. Такое постановление вопроса закрепило роль Китая как миротворца в геополитики. Ранее Китай уже продемонстрировал свою мощь миротворца, когда Поднебесной удалось убедить Саудовскую Аравию и Иран восстановить дипломатические отношения. Это закрепило позиции Пекина на Ближнем Востоке. В случае успеха в урегулировании украинского конфликта, Китай закрепит всё влияние и в Европе.
Кулуарное общение один на один между Владимиром Путиным и Си Цзиньпином продолжалось более четырёх часов и стало «объектом повышенного внимания» для западных политологов и аналитиков. Они уже высказали целый ряд предположений о теме переговоров, подчеркнув в первую очередь, что лидеры России и КНР, вполне вероятно, «могли говорить о разделе мира и сфер влияний».
Первый день Си Цзиньпина в Москве можно охарактеризовать следующим образом: что сам факт визита председателя Китая в Россию взбудоражил Запад.
Второй день ознаменовался публичным приглашением Владимира Путина в КНР, а также совещанием российско-китайской делегации.
Особенно примечательна реакция США — на другом берегу «атлантической лужи» поняли, что Китай на стороне России. Целый госсекретарь Энтони Блинкен сделал заявление, где раскрыл факторы новой реальности для Вашингтона: «То, что Председатель Си приехал в Россию через несколько дней после того, как Международный уголовный суд выдал ордер на арест Президента Путина, говорит о том, что Китай не чувствует ответственности за то, чтобы привлечь Кремль к ответственности за зверства, совершенные на Украине, и вместо того, чтобы даже осудить их, он скорее предоставит дипломатическое прикрытие для России, чтобы она продолжала совершать те самые преступления». Особо примечательным моментом этого опуса, помимо дежурных упоминаний о «зверствах и преступлениях», является упоминание Международного уголовного суда (МУС), который США не признают. Напомним, что Россия и Китай также не признают юрисдикцию МУС.
Можно спрогнозировать, что в продолжении реакции США на визит китайского лидера в Москву, стоит ожидать следующие атаки на КНР: американцы затянут старую песню с обвинениями Китая в «авторстве» пандемии COVID-19, введут новые санкции, предъявят иски, заведут уголовные дела, подтянут непризнаваемый ими же самими МУС, блокируют счета и отожмут собственность. А исчерпав весь набор своих гадостей, Вашингтон заявит, что «по вине Китая погибли американцы и разрушалась экономика США».
Встреча Путина и Си Цзиньпина: итоги
Подписанные Россией и Китаем документы:
1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху;
2. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года;
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области совместного производства телевизионных программ;
4. Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 года;
5. Меморандум о взаимопонимании между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством коммерции Китайской Народной Республики об углублении сотрудничества в области выставочно-ярмарочной деятельности;
6. Меморандум о взаимопонимании между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством коммерции Китайской Народной Республики об углублении инвестиционного сотрудничества в области освоения и использования лесных ресурсов;
7. Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством коммерции Китайской Народной Республики об углублении инвестиционного сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями Китайской Народной Республики в области соевой промышленности;
8. Меморандум о взаимопонимании между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерством коммерции Китайской Народной Республики по промышленному и инфраструктурному сотрудничеству в преференциальных режимах Дальнего Востока Российской Федерации;
9. Протокол между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством науки и технологий Китайской Народной Республики, Объединенным институтом ядерных исследований и Китайской академией наук об укреплении сотрудничества в области фундаментальных научных исследований.
10. Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере защиты прав потребителей между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Российская Федерация) и Главным государственным управлением по контролю и регулированию рынка Китайской Народной Республики;
11. Меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Российская Федерация) и Комитетом по контролю и управлению государственной собственностью Государственного совета Китайской Народной Республики по укреплению сотрудничества в сфере управления государственными предприятиями;
12. Комплексная программа долгосрочного сотрудничества в области реакторов на быстрых нейтронах и замыкания ядерного топливного цикла между Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Агентством по атомной энергии Китайской Народной Республики;
13. Меморандум о сотрудничестве между Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" и Медиакорпорацией Китая;
14. Соглашение об обмене информацией и сотрудничестве между Федеральным государственным унитарным предприятием "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)" (Российская Федерация) и Информационным агентством "Синьхуа" (Китайская Народная Республика).
Основные заявления Встреча Путина и Си Цзиньпина:
- Россия выступает за использование юаней в расчётах со странами Азии, Африки и Латинской Америки;
- Товарооборот РФ и КНР достиг исторического рекорда: $185 млрд.;
- Российский бизнес в состоянии удовлетворить растущие потребности Китая в энергоносителях;
- Китай готов расширять сотрудничество с Россией в областях торговли, инвестиций, цепочек поставок, мегапроектов, энергетики, высоких технологий;
- Россия готова наращивать бесперебойные поставки нефти в Китай.
По мнению западных экспертов, такое тесное сотрудничество означает, что Китай и Россия формирует антиамериканский союз.
Я думаю, образуется ось Россия — Китай, к которой примкнут Иран и Северная Корея. Посмотрите на карту, посмотрите на географию, — Джон Болтон
Военное давление, технологические и транспортные ограничения, попытка разрушить банковскую систему, подорвать бюджет, введение санкций против физлиц и предприятий, фактическое воровство частных и государственных имущества и финансов Западом (даже ЗРВ заблокировали) — ничто не помогло в новой острой фазе войны США и ЕС против России. И вот — визит председателя КНР Си показывает, что Китай верит, что Москва выдержала эту атаку, перестраивает свои экономику и Армию, сохранила целостность территории и элит, народ доверяет властям и Россия готова развиваться, несмотря ни на что. А поверил Китай — поверят и другие страны, которые сейчас пока «сомневаются».
Россия заручилась поддержкой от сильного союзника.
Но наша страна тоже должна сама решать вопросы и не допускать ошибок. В частности, не попадать под зависимость от китайских юаней, а уделить внимание рублю. В конце концов, объявить свой суверинитет — тогда Китай признает референдумы в освобожденных регионах, что даст и самому Пекину стимул к возвращению Тайваня.
Китай поверил в Россию. Теперь Россия должна взять инициативу в свои руки.