Что вы представляете, когда думаете о России?
Если смотреть объективно, то вопрос об имидже нашей страны в последнее время имеет напряжённый характер. В свете политических событий складываются новые предрассудки и стереотипы, связанные с жителями России. Порой сами же россияне начинают верить в них, переставая при этом уважать свой народ и свою гражданскую принадлежность.
Хочется глубже вникнуть в российскую суть, вникнуть в разносторонность нашего народа, посмотреть на нашу страну не с точки зрения ведения отношений с другими странами, а с точки зрения внутренней культуры страны, её многообразия и многонациональности.
Когда речь заходит о России, обычно в мыслях людей всплывают не только образы разнообразной могучей природы, но и образы людей. Людей, которые являются представителями разных национальностей и слоев общества. Металлурги, бизнесмены, ученые и многие-многие другие граждане страны являются её образом, её достоянием, её лицом.
Будет правильным отразить колорит России как раз через работы выдающейся личности, которая любила и освещала достояние России своей профессиональной деятельностью, через работы известного режиссёра - документалиста Наума Ильхевича Клеймана.
Выбор пал именно на Наума Клеймана не случайно. Для меня, как жительницы Кузбасса, важна связь с данной выдающийся личностью, так как его можно считать моим земляком.
Биография Наума Ильхевича включает разнообразные вехи, одна из которых — это тяжёлый эпизод судьбы. Семья Наума Клеймана в 1949 году была депортирована из Кишенёва в город Гурьевск, что находится в Кемеровской области. Там же семья вынуждена была жить жизнь ссылнопоселенцев, через которую Наум Клейман и проникся всей сутью жизни в «суровой России».
На мой вгляд, именно в деятельности Наума Клеймана — российского режиссёра -документалиста, известного своими фильмами о культуре, провинциальных городах, людях разных профессий и судеб, высвечивается разнообразие страны не через абстрактные понятия, а через конкретных людей и места. Россия у Клеймана — это люди, каждый со своей судьбой и культурой. А его фильмы показывают, что страна состоит не только из географии, но и из множества индивидуальностей, объединённых общим культурным пространством.
Пожалуй, стоит подробнее рассмотреть его работы и ознакомиться с его творчеством.
Самой популярной работой Наума Клейманаявляется сценарий к документальному фильму «Сергей Эйзенштейн. Дом Мастера». В данной киноленте рассказывается о жизни и наследии Сергея Эйзенштейна — советского режиссёра, художника, теоретика искусства, педагога.
Описываются в фильме не только его работы. Особое внимание уделяется вещам, которые хранились в доме Сергея: записи, его личная библиотека, содержащая рукописи и заметки. Брались во внимание и личные вещи, привезённые из поездок, например, статуэтка из Франции «Черноликая Мадонна», мексиканская соломенная фигурка всадника, которая была подарком от немецкого драматурга Эрнеста Толлера и многие другие предметы в доме. Помимо этого, конечно, во внимании были и предметы быта Эйзентштейна, которые он использовал.
Всё это отражало личность Сергея Эйзенштейна. Через, казалось бы, обычные материальные вещи передавались душевные переживания художника, которые он скорее всего испытывал при жизни: воспоминания об учёбе, его жизненных интересах, его достижения и то, как он относился к жизни.
Фильм Клеймана вышел не просто о доме и вещах, а о душе художника, а через нее — о душе русского человека. Для русского человека дом всегда был центром жизни — местом, где сохраняется память поколений. Увидев обстановку дома Сергея, зритель мог почувствовать и его характер, натуру.
Через работы Сергея Эйзенштейна в фильме «Дом Мастера» Клейман передает не только талант режиссёра, но и особый национальный характер. В показанных эпизодах из фильмографии Эйзенштейна содержится трагизм, готовность к самопожертвованию и жажда справедливости – черты, присущие русскому человеку. То есть, Наум Клейман как бы ведет через подбор и комментарий эпизодов к пониманию, что творчество Эйзенштейна — это словно зеркало, отражающее многоликость и живую душу России.
Помимо данной работы у Наума Ильхевича Клеймана имеется немало других фильмов, но каждый из них по-своему отражает душу России через её людей, их культуру и любовь к своей стране.
Таким образом, творчество Наума ИльхевичаКлеймана позволяет увидеть Россию во всей её многоликости и через судьбы людей, и через память, хранившуюся в вещах, и через произведения искусства, которые стали символами целых эпох в истории страны. Работы Клейманаоткрывают глаза на то, что Россия — это не просто страна, занимающая самые большие территории, но и богатый внутренний мир народа, который так точно отражается в культуре. Как герои фильмов Наума Клеймана, так и он сам помогают осознать, что истинное лицо России — это её люди, их таланты и способность хранить наследие нашей страны для будущих поколений.
Список источников:
1. VK Видео: Сергей Эйзенштейн. Дом мастера (1998) Часть вторая - https://vk.com/video-73326799_456239082?ysclid=mfwru9ejuw54 220 650
2. VK Видео: Сергей Эйзенштейн. Дом мастера (1998) Часть первая - https://vk.com/video-73326799_456239076?ysclid=mfwror71o6877 866 809
3. Союз кинематографистов Российской Федерации / К 120-летию Сергея Эйзенштейна. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://unikino.ru/house-of-the-master-doc/?ysclid=mfpeu0k7tz457 584 682
4. Электронный архив людей / Наум Клейман. Биография. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://people-archive.ru/character/naum-kleyman? utm_source=chatgpt.com


