Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Факторы, повлиявшие на формирование русской культурно-языковой национальной идентичности

Хотелось бы начать с того, что на канале Общероссийского народного фронта я нашёл весьма интересное видео с участником СВО, командиром батальона «АрБат» Айком Гаспаряном. Он произносит очень важные патриотические слова. 

«Русский человек это в данное время не одна нация. Русский человек — это культура, к которой относит себя каждый гражданин Российской Федерации», — говорит Айк. И затем продолжает: «Я, как этнический армянин, могу сказать, я — русский».

На самом деле, Айк Гаспарян поднял важнейший для нашего народа вопрос — вопрос нашей национальной идентичности. Кто такие мы, русские? Что нас на протяжении всей нашей истории объединяет вместе и, при этом, отличает от других?

Полностью согласен с Айком. Русский человек — это действительно, прежде всего культура и язык. При этом абсолютно неважно, какое у тебя этническое происхождение, цвет кожи, разрез глаз и вера. Мы — культурно-языковая цивилизация, и так было с самого основания древней Руси, которую уже в те далёкие времена, помимо славян, населяли племена финнов и балтов.

Именно такой подход к определению нашей идентичности отличает нас, скажем, от западных европейцев, где принадлежность к нации определяется исключительно генетическим происхождением. Но каковы причины такого исторического уклада русского народа? Ответ прост. Формирование русской культурно-языковой идентичности обусловлено особенностями формирования и расширения русского государства, как защитно-оборонительного.

Россия — это, как выразился депутат Государственной Думы РФ Евгений Фёдоров, государство-убежище. Нам приходилось присоединять территории исключительно для того, чтобы обезопасить своих жителей от вражеских нападений, а многие народы входили в состав Русского государства добровольно в поисках защиты и обязательно становились равными в правах с коренными жителями. Это очень важный момент, что жители присоединённых территорий становились полноправными гражданами, это отличает Россию от колониальных империй Европы, нещадно эксплуатировавших покорённые народы.

Исторические факты все сплошь тому подтверждение. С самого объединения русских земель вокруг Москвы и освобождения от татаро-монгольского ига, ввиду геополитического положения, нашему народу приходилось держать целых три фронта: западноевропейский, крымский и казанский. Официально Русь обрела независимость в 1480 году, но татарские ханства и ногайская орда продолжали совершать грабительские набеги, угонять наших жителей в рабство и наносить удары по важнейшим центрам. В летописях, разрядных книгах и дипломатических документах упоминается о 43 крымских походах и порядка 40 казанских. В 1571 году войска Крымского хана сожгли Москву. На территории Казанского ханства в середине XVI века томилось в плену более сотни тысяч русских рабов. И даже это была лишь малая часть захваченных, ведь большинство из них отправлялось на невольничьи рынки по всему миру.

С «цивилизованной» Европой тоже всё было непросто. Россия постоянно была объектом территориальных притязаний со стороны европейцев. При этом Россию европейской страной они вообще не считали, а последней таковой на востоке считалась Польша. Польский хронист Ян Длугош ещё в XV в. писал, что русские неспособны самостоятельно управлять государством. Польский король Сигизмунд III в 1611–1612 гг. (Смутное время в России) в переписке с Римским папой и европейскими монархами называл русских дикарями, подобными африканским и индейским племенам и врагами всего христианского мира. В это же время английский Государственный совет рассматривал предложение о захвате земель между Архангельском и Волгой или об установлении английского протектората над водным путём до Каспия. Французский король Людовик XV признавался «Всё, что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос и заставить её вернуться во мрак выгодно моим интересам». Данные взяты из книги «Российское государство от истоков до XIX века. Территория и власть». Авторы: Петров Ю.  А. и др.

Русский философ Иван Ильин писал: «Тот, кто с открытым сердцем и честным разумением будет читать скрижали русской истории, тот поймёт этот рост русского государства совсем иначе. Надо установить и выговорить раз и навсегда, что всякий другой народ, будучи в географическом и историческом положении русского народа, был бы вынужден идти тем же самым путём, хотя ни один из этих народов, наверное, не проявил бы ни такого благодушия, ни такого терпения… какие были проявлены на протяжении тысячелетнего развития русским народом».

Итак, само геополитическое положение Руси предопределило характер её государственности как защитно-оборонительный. И вот, в середине XVI века происходит важнейшее событие — Казанский поход Ивана Грозного и присоединение Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству. Как уже сказано выше, от этих территорий исходила постоянная угроза и все попытки решить эту проблему дипломатическим путём не увенчались успехом.

Историк А. Г.  Бахтин писал о тех временах следующее. «Успехи России на востоке в немалой степени объясняются переходом на её сторону чувашей, горных марийцев, мордвы, башкир, части татар и тем, что борьба с татарским ханством отвечала интересам русского народа, стремившегося навсегда покончить с многовековыми грабительскими вторжениями иноплеменников».

Походу Ермака на Сибирь предшествовали нападения отрядов Кучума на российские владения, в частности, на вотчину Строгановых. А в дальнейшем расширение России на восток продолжается, можно сказать, по инерции, но всё по тем же защитно-оборонительным мотивам. При этом, вместе со служилыми людьми, а то и раньше них на новые территории приходили промышленники и устанавливали с местными жителями многочисленные экономические, бытовые, а то и родственные связи. Известно, например, что в самом начале XVII века один из родов хантыйских энцев назывался родом Яши Вологжанина. И, конечно же, народы, входившие в состав России, получали от неё гарантии безопасности. К примеру, постройка Абаканского и Саянского острогов (1707 и 1709 гг. соответственно) окончательно обезопасила население Енисейского края от набегов киргизов и Джунгарского ханства. Другой пример – Забайкалье, где буряты и тунгусы, присоединившись к России получили защиту от монголов. А к середине XVIII века и Джунгарское ханство слабеет от междуусобиц, терпит ряд поражений от китайцев и джунгары вместе с подвластными им алтайцами обращаются к царскому правительству с просьбой принять их в русское подданство.

Следует заметить, что в якутском фольклоре время, предшествовавшее появлению русских, называется «кыргыс-уэйтэ» – «время кровавых битв». Имеются ввиду постоянные войны и усобицы между родами и племенами, живущими на этих землях, которые прекратились с приходом России. Данные взяты из энциклопедии «История Сибири с древнейших времён и до наших дней», вышедшей под редакцией А.  П. Окладникова в 1968–1969 годах.

В 1654 году в состав России были приняты земли Малороссии под руководством гетмана Богдана Хмельницкого, чему предшествовали многочисленные просьбы их жителей о защите от террора со стороны Речи Посполитой. Сразу же после этого, естественно, началась русско-польская война, продлившаяся 13 лет, по итогам которой вся левобережная Малороссия и ряд земель Белоруссии отошли к России.

Грузия с XV века была раздроблена, постоянно раздираема турками и персами и оказалась под угрозой полной ассимиляции и исламизации. Грузинские правители неоднократно обращались к России с просьбой принять их в своё подданство и защитить. Точно так же было и с Арменией. Этот вопрос удалось решить далеко не сразу, он решался в ходе нескольких русско-турецких и русско-персидских войн. Земли Грузии, Армении и Азербайджана входили в состав России по частям. В 1801 году Картли-кахетинское царство (самая значительная часть Грузии) входит в состав Российской империи и становится Грузинской губернией. Это ещё одна особенность исторического государственного строительства – административно-территориальное единообразие.

 

Административно-территориальное деление Российской империи

Чтобы наглядно представить себе эту особенность, посмотрим на административно-территориальное деление Российской империи на момент 1914 года. В числе прочих мы можем увидеть Бессарабскую губернию, Бакинскую, Киевскую, Минскую, Тифлисскую, Казанскую, Эриванскую и так далее. Обратите внимание, никаких национальных республик в составе единого государства не было и в помине, при этом, все жители губерний были равноправными гражданами, частью единого народа. И такой уклад формировался веками в процессе формирования нашей государственности. Ещё в 1727 и 1728 годах были изданы указы, устанавливающие по всей России единое трёхстепенное строго централизованное административно-территориальное деление. Основной единицей этого деления была губерния, она подразделялась на провинции, которые, в свою очередь, состояли из уездов. Заметим, что в это время как раз шёл процесс активного освоения восточной Сибири, многие жители которой до прихода России жили в родовых и племенных организациях, и процесс встраивания их в русскую государственность был не одномоментным. По уставу 1822 года народности Сибири делились на три разряда: оседлые, кочевые и бродячие. Оседлые полностью приравнивались в правах к русским сословиям, освобождаясь при этом от рекрутской повинности. Это было население, постоянно проживающее в городах и сёлах. Для управления кочевыми народами были созданы степные думы, родовые управления и инородные управы. В конце XIX и начале XX вв. степные думы и инородные управы были заменены органами волостного управления.

Перепись населения Российской империи 1897 года

Ещё важно обратить внимание на перепись населения Российской империи 1897 года. Программа этой переписи включала в себя 14 вопросов, при этом национальность в этот список не входила. Мы можем сделать вывод, что жители всех присоединённых территорий с течением времени органично включались в состав русского народа. 

Венгерский лингвист Антал Регули (1819–1858) писал о манси, живущих в районах Тавды и Пелыма следующее: «Усвоили образ жизни чисто русский, говорят всегда по-русски и о том, что они составляли некогда один народ с вогулами у них остались одни воспоминания». А вот что российский филолог Матиас Кастрен (1813–1852) писал об иртышских хантах: «Забыли свои древние установления и в настоящее время почти во всём следуют русскому судопроизводству».

Нужно заметить, что национальные республики были изобретением большевиков, которые, создав их, нарушили исторически сложившийся уклад, тем самым, нанеся огромный ущерб русскому многонациональному народу, нашему менталитету. Только сейчас, спустя столетие мы начинаем осмысливать этот ущерб и восстанавливаться от него.

Следует рассказать ещё об одной особенности формирования русской государственности. Вожди, князья, мурзы и прочие представители элит народов, живущих на присоединённых территориях, перешедшие на сторону России, а порой и взятые в плен, получали высокий статус в Российском государстве и становились его верными слугами. 

Семён Ульянович Ремезов (1642–1720) в своём труде «История Сибирская», писал про пленных татарского князя Сейдяка, царевича Салтана и мурзу Карачу: «10 сентября 1589 года послал воевода Данила Чулков Сейдяка, Салтана и Карачу к государю в Москву. Когда же привезли их казаки в Москву, то повелел государь их крестить и дал им кормовые и вотчину для проживания. Есть этот род в Москве и до сегодняшнего дня». 

Такая же история произошла и с Маметкулом (Мухаммедом-Кули) – воеводой, служившим у хана Кучума, взятым в плен и в 1585 году привезённым в Москву. Ему были пожалованы вотчины, денежный оклад и он поступил на военную службу, где пользовался большим уважением среди русской знати. Маметкул участвовал в войне со шведами и в походах против крымских татар.

Множество примеров можно привести из кавказских князей, перешедших на службу России. В их числе знаменитый имам Шамиль, долгое время воевавший против русских, взятый в плен в 1859 году, а в 1866 году добровольно принесший присягу вместе со своими сыновьями на верноподданство России. Спустя три года Шамилю было пожертвовано потомственное дворянство.

И, конечно же, важным фактором сплочения столь огромного числа разных народностей России стала веротерпимость. В России мирно сосуществовали все четыре мировые конфессии, и эта традиция сохранялась на протяжении всей истории. В качестве показательного примера можно привести указ царского правительства от 1741 года, по которому настоятель Цонгольского дацана был поставлен во главе всех бурятских лам. К этому времени буддизм уже стал господствующей религией среди бурятов.

В целом, по мере становления Российского государства, прогрессивное влияние русской культуры сказывалось положительно на всех сторонах жизни вошедших в него народов. В Сибири и Средней Азии получило развитие хлебопашество, распространялись жилища русского типа, сельскохозяйственные постройки и инвентарь. Города и крупные русские сёла становились центрами торгово-экономических связей. Но самое главное — это то, что везде русский язык для местных жителей постепенно становился вторым родным языком.

Вот и завершён краткий обзор основных факторов, повлиявших на формирование русской культурно-языковой национальной идентичности. Остаётся только выразить надежду, что когда-нибудь это войдёт в понимание широких народных масс и будет закреплено в качестве государственной идеологии.

Последние публикации автора


Кто в пятой колонне в России сегодня: кто стреляет в спину русскому солдату?

Назаров, Галкин и другая «творческая интеллигенция» подобного сорта нашей стране не нужна.

Пятая колонна лишилась права на гражданство России. Прям удивительно, почему Владимир Путин, Сергей Шойгу и Сергей Лавров не выступают с концертами, не отплясывают чечётку на театральных подмостках и даже в кино не снимаются. Например, в каком-нибудь сериале про ментов «Тайны Кремля – 24». А что? Наверняка успех у нашей непритязательной публики был бы г... Читать 24 мин.

Кто в пятой колонне в России сегодня: кто стреляет в спину русскому солдату?