Сейчас имеется запас товаров в количестве порядка 250 тысяч единиц, что больше, чем избыток в конце 2023 года, когда на складах находилось 175 тысяч машин. Этот запас обеспечит продажи минимум до апреля, и, вероятнее всего, китайские производители не будут сильно снижать цены на свою продукцию.
«В своевременном недооценивании главного фактора снижения спроса — роста ставки ЦБ, китайские автоконцерны сделали ошибку, при этом поставки уже было не остановить «по щелчку пальцев», учитывая все сложности логистики и большой их объем. В преддверии индексации утильсбора большой объем машин из Китая был привезён, однако не весь сток был распродан, что привело к его дальнейшему росту в ноябре и декабре на фоне охлаждения рынка, несмотря на рекордные продажи в сентябре и октябре. Импорт машин уже сократился, и в декабре продолжится тенденция на его снижение.
Некоторые специалисты считают, что на конец текущего года запасы автомобилей китайских марок могут достигнуть 350 тыс. единиц, не учитывая параллельный импорт. Изначально завышенные планы китайских автопроизводителей по поставкам на российский рынок привели к избытку, который усугубился в ноябре из-за падения спроса.
Однако снижение цен на автомобили не стоит ожидать для решения проблемы перенасыщения, хотя содержание складов при высокой ставке Центробанка представляет собой сложную задачу.
К тому же цены на китайские машины в ближайшем будущем могут вырасти как минимум на 10% в первом полугодии, а при дальнейшем падении курса рубля этот рост может усилиться.
Естественно, будут предложены скидки на автомобили прошлого года выпуска, особенно от крупных игроков — Haval, Chery, Geely и Changan, которые определят ценовую политику и будут моделью для других китайских брендов», — комментирует Демченко Ирина, доцент Ставропольского филиала РАНХиГС.