Все самые великие достижения культуры и искусства всегда имеют всемирный характер. И хотя они изначально носят национальный оттенок, сохраняя индивидуальный отпечаток своего создателя, но, по большому счету, на все последующие века выступают шедеврами мировой культуры, принадлежащим одновременно и своему национальному творцу, и всему мировому сообществу, как всемирное достояние не только России, но и всей планеты в области науки и техники, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, драматургии и литературы.
И потому сегодня нам особенно важно помнить наши исторические традиции, сохранять и укреплять великие достижения российской культуры, как это было на днях особо отмечено Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на 22-м съезде партии «Единая Россия». Ведь любой творец старинных шедевров культуры России в веках прославлен за труды свои праведные, а в отечественной истории всегда памятен за свой вклад в российское, несмотря на свое происхождение, сословие или место рождения.
«Наиболее монументальным, ярким и поистине уникальным шедевром архитектуры русского барокко с элементами раннехристианской готики являются многие первые строения московского Кремля, в коем, несомненно, самая чудесная в своем непреходящем великолепии архитектурная „жемчужина“ – это Грановитая палата, в центральной части которой находится Тронный зал Великого князя Московского Ивана Васильевича III. Хотя, собственно, и вся Грановитая палата, если не считать Красное крыльцо и парадный проход, и есть по сути один огромный тронный зал, общей площадью почти в 500 квадратных метров — на протяжении многих веков это был самый большой зал во всей русской архитектуре, поражающий великолепием изящной резьбы по камню и старинных фресковых росписей.
Будучи по праву шедевром всей мировой архитектуры и фресковой живописи, царская Грановитая палата является также наиболее древним и поистине самым роскошным в своем художественном великолепии зданием в общем архитектурном комплексе Большого Кремлёвского дворца, а в наши дни она выступает главным представительским залом от резиденции Президента России.
Но самое примечательное состоит в том, что сие архитектурное творение весьма одарённого многогранными талантами, но малоизвестного в наши дни искусного зодчего земли российской Петра Антоновича Фрязина органично сочетает в себе целый ряд европейских стилей раннего Возрождения с многочисленными наслоениями русской фресковой живописи и впервые тогда в Московском царстве зарождающейся национальной архитектуры русского барокко.
И стоит в итоге также упомянуть об одной маленькой, но весьма существенной детали, превратившей строительство и изящные отделочные работы в убранстве Грановитой палаты в одну из самых первых и наиболее крупных национальных школ русского зодческого мастерства. Эта школа отечественного зодчества, основанная прямо в Кремле Петром Антоновичем Фрязиным, всего за три года разработала уникальные стили белокаменной шлифовки и изящной отделки кремлёвских зданий.
Вот за то и почитали особым уважением крепостные подмастерья и все последующие русские мастера «зело искусного зодчего» Петра Фрязина, что за столь короткий срок сумел обучить он дивной красоты зодчеству не только многих опытных каменотёсов, но и совсем ещё юных парубков выучил усердно Петр Антонович искусству резьбы под названием «руст белокаменный».
И когда скончался в расцвете сил, всего лишь 43 лет отроду «вельми знатный» зодчий Петр Фрязин, то похоронен был с почестями близ своего последнего и самого великого творения — величественной Спасской башни Московского Кремля.
И начертано было над Спасскими воротами на доске мемориальной, что покоится здесь главный архитектор Москвы и искусный строитель башен Кремлёвских — зодчий земли русской Пьетро Антонио Гвинифорто Солари», — рассказал профессор Ставропольского филиала Президентской академии Александр Агамов.