Суть спора
Ритейлер Tesco попытался уволить сотрудников складов, которым пообещал сохранить зарплату после реорганизации, но не смог. В их собственной дистрибьюторской сети возникло недовольство работников складов, которые отказались принять предложение для выплаты 18-ти окладов (вместо сохранения текущего уровня зарплаты). Конфликт коснулся 50 сотрудников.
Факты этого дела восходят к 2007 году, когда Tesco провела реорганизацию своих распределительных центров: некоторые из объектов были закрыты, другие, наоборот, открылись или расширились. Чтобы стимулировать персонал к переезду, профсоюз Usdaw и Tesco договорились о Retained Pay (сохранение уровня заработной платы работников, даже если их рабочие обязанности или условия занятости изменяются) вместо единовременной выплаты выходного пособия. Договорному пакету была присвоена денежная стоимость, и разница между этой стоимостью и стоимостью новых положений и условий была защищена. Британские СМИ отмечают, что Tesco заявляла сотрудникам, что Retained Pay сохраняется до тех пор, пока они работают в Tesco и «гарантируется пожизненно».
Но в январе 2021 года Tesco отменила её. Пострадавшим сотрудникам была предложена авансовая выплата, эквивалентная «замороженной зарплате» за 18 месяцев, после чего льгота будет отменена. Ряд сотрудников отказались дать согласие на эту отмену. Тогда Tesco пригрозила увольнением и повторным приёмом на работу (также известным как «увольнение и повторный найм») на условиях, не включающих Retained Pay. Профсоюз Usdaw в ответ обратилась в Верховный суд, который встал на их сторону.
Хотя на практике это решение затронуло всего около 50 сотрудников, защита претензий обойдется Tesco во многие тысячи фунтов в виде судебных издержек, не говоря уже об ущербе, нанесенном её репутации. Факты этого дела могут быть конкретными, однако оно представляет собой предостерегающую историю для работодателей и ясно показывает, что увольнение и повторный найм (который не лишен собственных противоречий) не обязательно станет лёгким решением для работодателя, желающего устранить неудобные условия.
Как решать эту ситуацию?
Во-первых, Tesco следует вернуться к столу переговоров и рассмотреть возможность справедливого предложения для сотрудников. Необходимо провести открытый диалог с сотрудниками и профсоюзами, чтобы лучше понять их основные ожидания и потребности. Компании важно продемонстрировать готовность идти на встречу, учитывая актуальные экономические условия, такие как инфляция и рост стоимости жизни. Это может включать гибкое повышение заработной платы, которое учитывало бы стаж и квалификацию сотрудников, либо бонусы, основанные на достижении определённых показателей. Такой подход покажет сотрудникам и профсоюзу, что компания ценит их вклад и готова к компромиссам.
Во-вторых, Tesco может провести анализ предложений и практик других компаний, и не только ритейлеров, которые успешно справлялись с подобными ситуациями. Изучение опыта других организаций, возможно, поможет выявить некие эффективные меры и подходы. Возможно, в других компаниях используются гибкие системы бонусов, программы повышения квалификации, дополнительные выходные или иные формы поощрения, которые Tesco могла бы заимствовать.
В-третьих, ритейлеру стоит предложить долгосрочный план улучшений условий труда, чтобы не только предотвратить недовольства, но и повысить лояльность сотрудников. Важно учитывать не только зарплату, но и такие аспекты, как рабочая нагрузка, условия на складе и другое.
Таким образом, комбинируя улучшение предложений, изучение опыта конкурентов, долгосрочное планирование и открытый диалог с сотрудниками, Tesco может добиться конструктивного разрешения конфликта и создать более устойчивую и удовлетворённую рабочую силу.
Ждать ли в РФ таких прецедентов
Вероятность подобных трудовых споров в России существует, однако все же крайне мала, даже в крупных компаниях ритейла, логистики и производства. Несмотря на отличия в законодательстве и экономических условиях, ряд факторов может способствовать появлению аналогичных прецедентов. Рост инфляции и расходов на жизнь может подтолкнуть работодателей к нарушению прав работников. А отсутствие профсоюза как рабочего инструмента их защиты может стать плацдармом для данной проблемы. Так или иначе, пока ритейлеры стараются сдерживать напряжённость, связанную со сложными условиями труда и дефицитом кадров.