16-й сезон фестиваля уличного искусства «Стенограффия» стартовал в Екатеринбурге в июне и запомнился как внедрением новых ярких проектов, так и традиционными для горожан форматами. Открытие фестиваля состоялось с созданием нового мурала в Академическом районе, а гостям предложили принять участие в процессе расписывания стен моста.
По словам первого заместителя министра культуры Свердловской области Юлии Прытковой, фестиваль стал важным и ожидаемым событием как для Екатеринбурга, так и для всей области. «Стенограффия» уже приобрела статус неотъемлемой части городского культурного ландшафта, привлекая туристов, желающих увидеть яркие муралы, которые становятся темами для обсуждения и споров. По мнению Прытковой, фестиваль также играет важную социальную роль, встраиваясь в общие культурные процессы как города, так и всей страны. Особое внимание было уделено работе, посвященной 80-летию Победы.
В первый день фестиваля участники имели возможность поработать над одним из арт-объектов, который в дальнейшем развивала команда художников. В рамках традиции, каждый год на открытии «Стенограффии» гости могут принять участие в раскраске заранее подготовленных рисунков, и в этом году не стало исключением. Анна Клец, продюсер проекта и руководитель фестиваля, отметила, что это мероприятие — неотъемлемая часть жизни города, и в будущем организаторы планируют проводить такие события на регулярной основе, предоставляя возможность каждому почувствовать себя художником.
Мост, как символ объединения, стал центральной темой этого года. Художники решили использовать этот элемент для оформления стены в разных стилях, чтобы создать контраст и интерес для зрителей. Одну стену украсила петербургская художница Ирина Воронина с командой MES CREW, а вторую — Кирилл Бжедугов, который принимает участие в фестивале уже не первый раз. В этом году среди участников были не только российские, но и зарубежные художники из Швейцарии, Франции и Германии.
Как рассказал Кирилл Бжедугов, его арт-объект будет посвящен теме взаимоотношений между людьми, природе и «звуковой дорожке моста» — уткам, которые являются неотъемлемой частью этого места. Основная идея работы заключается в передаче послания о добрососедстве и важности общения между людьми.
Гостям фестиваля, в свою очередь, предложили краски и кисти, предупредив их о сложности удаления краски с одежды, и снабдили дождевиками, чтобы никто не испачкал свои вещи. Художники заранее подготовили стены, нарисовав контуры и прикрепив референсы, чтобы гости могли без труда следовать их указаниям. Каждый участник мог добавить свою часть в общий рисунок, а все следили за тем, чтобы не мешать процессу и не испортить работу соседа.
Хотя официальное открытие фестиваля состоялось только в этот день, первые работы уже появились в городе. У Царского моста, на подпорной стене у воды, художник Мансур Зияев из Уфы создает мурал, вдохновленный песней группы «Наутилус Помпилиус». Мансур рассказал, что проект будет посвящен как городу, так и природе вокруг реки, а цель работы — органично вписать мурал в городской пейзаж.
Одной из главных целей «Стенограффии» является создание искусства, которое не только украшает город, но и объединяет людей, стимулируя культурный диалог. В этом году планируется запуск новых арт-пространств для свободного искусства — спотов, где любой желающий сможет создать рисунок на стенах в специально отведенных зонах. Эта инициатива была вызвана ситуацией, когда предыдущие работы фестиваля, в том числе работы с тегами, были закрашены или повреждены, и художники решили дать всем желающим пространство для самовыражения, одновременно обеспечив сохранность уже существующих арт-объектов.
Особое внимание организаторы уделили проекту «Стена благодарности», который был посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В рамках этого проекта участники нанесли слова благодарности ветеранам, используя трафарет с надписью «Спасибо». Мурал был размещен на улице Бакинских Комиссаров и стал символом признательности нового поколения.
Кроме того, в программе фестиваля были предусмотрены арт-прогулки с художниками, где горожане смогли не только узнать о процессе создания уличного искусства, но и поучаствовать в реставрации уже созданных работ. Также фестиваль стал площадкой для проведения техно-арт-фестиваля «ПРОГРЕСС-2025», который объединил уличное искусство, электронную музыку, театр и техно-оперу, которая была представлена зрителям впервые.
Проект «Стенограффия» организован при поддержке министерства культуры Свердловской области, Инновационного культурного центра региона, администрации Екатеринбурга и МКУ «Столица Урала».






