Согласно «классической» теории кластеров Майкла Портера, кластеры возникают стихийно из находящихся поблизости друг с другом компаний одной отрасли и связанных с ними организаций. Между тем, в современной России реальность несколько иная — кластеры проектируются целенаправленно как существенная часть стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Проблема состоит в том, что далеко не всегда спроектированные кластеры находят практическое воплощение.
Существенными признаками кластеров является то, что они формируются на основе многосторонних договоров о совместной деятельности и управляются специализированными организациями.
Дискуссионным является вопрос о том, стоит ли публично-правовому субъекту – например, региональным органам экономического развития — входить в состав учредителей специализированной организации.
Некоторые представители РОИВ выражают мнение о том, что следует поддерживать субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе входящих в кластеры, но самим входить в состав кластера не нужно, поскольку это может нарушить принцип свободной рыночной конкуренции.
Вместе с тем представляется, что активное участие публичного партнёра в кластере позволяет:
- обеспечивать баланс между целями коммерческой деятельности участников кластера, с одной стороны, и интересами территории – социальными, экологическими, с другой;
- выращивать квалифицированных и добросовестных поставщиков продукции для нужд конкретной территории.
Главная же задача публичного партнёра — направлять кластер на решение стратегических задач, как например вывод продукции на новые рынки за счёт повышения её конкурентоспособности, переход от импортозамещения к импортоопережению, достижение технологического суверенитета страны.







