Анализ рисков, связанных со снижением мировых цен на нефть, влияющих на устойчивость Фонда национального благосостояния России, показывает необходимость разработки адекватных мер по их преодолению.
Можно выделить следующие составляющие стратегии нейтрализации и минимизации рисков:
- Корректировка и строгое соблюдение бюджетного правила. Модификация параметров бюджетного правила, в частности, базовой цены отсечения на нефть, с учётом новых экономических реалий и прогнозов по ценам на энергоносители. Более консервативный подход к цене отсечения позволит формировать резервы даже при умеренных ценах на нефть и снизит зависимость бюджетных расходов от волатильной сырьевой конъюнктуры.
- Диверсификация структуры активов ФНБ. Продолжение курса на дедолларизацию и деевроизацию активов ФНБ, увеличение доли золота, китайского юаня и валют других «дружественных» стран. Эта мера направлена на снижение геополитических рисков и рисков блокировки активов, но также требует тщательного анализа ликвидности и доходности новых инструментов. Экономическая устойчивость России во многом зависит от адаптации к новым торговым и финансовым партнёрам.
- Стимулирование диверсификации экономики и развитие несырьевого экспорта. Это наиболее фундаментальная долгосрочная стратегия. Инвестиции, в том числе с использованием средств ФНБ (в рамках его инвестиционной функции), в высокотехнологичные отрасли, обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство и сферу услуг позволят снизить зависимость доходов бюджета и экономики в целом от экспорта углеводородов. Развитие несырьевого экспорта создаст альтернативные источники валютной выручки.
- Повышение эффективности управления средствами ФНБ. Оптимизация инвестиционной стратегии фонда с целью повышения доходности его размещения при сохранении приемлемого уровня риска. Это включает выбор надёжных и ликвидных финансовых инструментов, а также прозрачный и эффективный механизм отбора и контроля за реализацией инвестиционных проектов, финансируемых за счёт ФНБ.
- Создание дополнительных механизмов стабилизации. Рассмотрение возможности формирования дополнительных резервных фондов на региональном уровне или по отдельным отраслям, которые могли бы брать на себя часть нагрузки по стабилизации в периоды экономических шоков, снижая давление на ФНБ.
- Управление государственным долгом. Гибкое управление государственным долгом, включая возможность его наращивания в периоды низких нефтегазовых доходов для финансирования дефицита, чтобы снизить темпы расходования средств ФНБ. Однако этот инструмент требует осторожного применения во избежание чрезмерной долговой нагрузки.
В заключение, снижение мировых цен на нефть представляет собой системный вызов для Фонда национального благосостояния России, затрагивающий как его накопительную, так и стабилизационную функции. Эффективное противодействие этим рискам требует комплексного подхода, сочетающего как оперативные меры по управлению текущей ликвидностью и бюджетным процессом, так и стратегические шаги, направленные на долгосрочную диверсификацию экономики и повышение её устойчивости к внешним шокам.







