Таис Афинская
Романтизированное изображение афинянки крепко закрепилось в советской литературе. Как бы то ни было, в публикации речь пойдёт об её историческом прототипе, т.е. об его классическом изложении в источниках.
Гетеры в древнем мире, как бы мягко выразились сейчас — «женщины лёгкого поведения», но не самые обыкновенные. Они представлялись более независимыми, привилегированными и образованными. Эти девушки не пренебрегали женской традицией семьи, хотя их образ жизни сочетал в себе внутренние распри.
Таис (Фаида) — прославленная эллинская гетера из Афин, спутница соратника Александра Македонского, Птолемея. Редко, кто из представительниц гетеризма, известен в древнегреческих сочинениях. Многие античные драматурги и авторы писали о ней, посвящали ей комедии. А в прошлом веке Иван Ефремов своевольно интерпретировал её персону в своём фантастическом романе «Таис Афинская».
Цель исследования — определить авторитетность Таис в пространстве своего времени (IV в. до н. э.) – походов Александра Македонского и правления Птолемея I.
Для этого были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть контекст данных событий;
—выяснить место причастности к этому Таиды;
— проанализировать затронутые её именем источники.
Александр Македонский и Таис
Вплотную имя Таис или Таида (Фаида) соприкасается с личностью Александра Македонского. Он завоевал Персеполь (330 г. до.н.э.) — символ политического отмщения — персы ценили здешний дворец из кедра с сокровищницей.
Одержав верх над Дарием III, Александр возомнил себя богом[ 1]. Несмотря на персидское добро и роскошь, полководец объявил восточный город самым враждебным [2]. Македонцы грабили, разоряли и убивали городских жителей, уводили в рабство женщин. В «Географии» Страбона передается: «Александр предал огню царский дворец в Персеполисе в отмщение за греков, святилища и города которых персы разрушили огнем и мечом» [3].
Однако источники несут в себе разные версии произошедшего: Плутарх, Диодор Сицилийский инициативу пожара возложили на Фаиду, как и Клитарх [4]. Девушка отнесла сожжение сооружения к самому прекрасному из дел Александра в Азии, вдохновила толпу, ей, следующей после царя, «выпала честь» поджечь факелом дворец, как акт возмездия против уничтожения Аттики Ксерксом в 480 г. до н.э. [5]. Так насколько благоразумно считать Таис зачинщицей сжигания дворца? В другом случае, древнегреческий историк Арриан в сочинении «Анабасис Александра» ничего не пишет про участие Фаиды в Персеполе.
Женщины, сопровождавшие македонцев, поквитались с персами эффективней самих воинов. Таида заостряла общественное внимание из общего числа девушек [6]. Чаще всего она упоминается в роли любовницы Птолемея, будущего царя Египта. Все источники сходятся в том, что гетера была сильно пьяна на пиру в честь покорения Персеполя, ирония, но и в совершённом шествии ради бога Диониса. Тем не менее, эта девушка не боялась одновременно захваливать и подшучивать над Александром, внушать ему, что его поступок вызовет благодарность у эллинов [7]. Сохранились сведения об интимных отношениях между афинянкой и великим завоевателем [8].
Птолемей и Таис
Птолемей Сотер выделялся всеобщей любовью; окружающие видели в нём доблесть и щедрость, звали «человеколюбцем» — ведь «он осыпал всех» [9]. При дворе Птолемея I Сотера находилось множество женщин, по сообщению Плутарха. Только Таид странствовала по Азии, оказалась одной из первых, с кем Птолемей был связан. Афиней повествует, что царь взял Таис в жёны после смерти Александра и имел от неё троих детей; предположительно, они всё-таки оставались незаконнорождёнными [10]. С иной стороны, брак, возможно, был, если один из их общих сыновей получил имя Лаг, из уважения к отцу Птолемея (с которых, собственно, началась династия Лагидов или Птолемеев). Помимо Таис, у Птолемея насчитывалось ещё три законных брака.
Дети куртизанки составляют отдельный разговор. Историк Дениел Огден допускает мысль, по которой Птолемей не брал в расчёт наследования отпрысков от Таис. Так, Лаг числится участником Олимпийских состязаний в 308 г. до н.э., второй сын, Леонтиск [ «Львёнок»], оказался пленённым на Кипре в 306 г. до н.э. [11]
Кто из них старший – это дискуссионный вопрос; Афиней первым перечисляет Леонтиска, судя по всему, абсолютно беспочвенно, забыв про порядок; тем не менее, македонский обычай величать первенцев по именам предков таит в себе силу [12]. Таким образом, имя Леонтиск не восходит ни к одной ветке, ни к кому из родителей юноши. Потенциально, учёные не отклоняют версию подозрения в отцовстве македонского полководца, возвышая статус Таис [13]. Её единственную дочь Эйрену Птолемей выдал за Эвноста, царя города Соли на Кипре [14]. Кипр входил в состав Египта на рубеже веков. В текущий период родился иной претендент на престол — будущий Птолемей II, его отец предпочитал, видимо, своим детям от гетеры.
Кроме двоих названных именитых завоевателей, Афиней через труд «Пир мудрецов» оповещает о наличии у распутницы бурной жизни, т.е. хвастливого любовника, бравшего в долг у других. Его личность — загадка, в свою очередь, от него «разило козлом», а уходя к нему, однажды Таис отшутилась в объяснении своего ухода: "Чтоб жить с Эге-ге-ге-ем, сыном Пандионовым" [15]. При этом Афиней прямо говорит об афинском гражданстве Таиды [16].
До нас дошли воспоминания Птолемея о великом завоеватели Александре, где сожжение было предусмотрено [17]. В научной историографии историки спорили о существовании Фаиды, о её месте в разрушении Персеполя и о близости с Александром и Птолемеем. Пожар — спланированная затея, по рассуждениям Ф. Шахермайера и П. Бриана [18]. Уильям Тарн, специалист по истории Древней Греции, ставил под сомнение вопрос о реальности девушки. Её участие в акте сожжения всего лишь художественный вымысел [19]. Напротив, Мортимер Уилер уверял, что слова гетеры послужили катализатором пламени над Персеполем [20]. Вероятно, девушку также подстрекали окружающие, Александр Македонский, его войска или даже сам Птолемей могли подтолкнуть её к этому решительному шагу. Выходит, пламя стало началом конца Персеполя и Персидской державы.
Фаида — Таис
Фаида стала героиней сатирического произведения римского писателя Лукиана «Диалоги гетер», где куртизанки сплетничают о своих любовниках. Римлянин жил во II в. н.э. и писал на древнегреческом языке. Появление в его сочинении Таиды подтверждает её безграничную славу вне времени. Первый диалог, как раз, между Таис и другой гетерой Гликерой: последняя, очевидно, жалуется на некую распутницу Горгону (явный намёк на знаменитое чудовище), которая отбила у неё покровителя. И Фаида совершенно непосредственно советует ей — «обирай другого, а с тем распростись». Лукиан пытается высмеять привычный общественный уклад на гетеризм в качестве содержания девушек. В третьей части фигурирует также Фаида – как подруга Ламприя. Гетера представлена раскованной, т.к. не боится танцевать, притягивать внимание и обнажать ноги. Только вот она проводит здесь время с Дифилом, на глазах его спутницы Филинны. Филинна, между прочим, приняла поведение Фаиды как насмешку [21].
Историография и источники сформировали неоднозначную и пылкую природу Таиды. Через сатиру и комедийность не только Лукиан отразил присущий, как ему казалось, практичный и проницательный характер Таис, но и Менандр и Гиппарх. К сожалению, их творения не дошли до нас в полном виде (отрывки зафиксированы всё тем же Афинеем).
Итак, миссия Таис, да и она сама, более чем авторитетна. В памяти народов её видели стойкой, патриотичной, эффектной женщиной, пользующейся положением мужчин. Походы Александра сплотили единомышленников, сделали распутницу своеобразным символом пожара, а после смерти покровителя возвели её на новый этап. Всё же её отношения с Птолемеем действовали в виде брака, иначе бы их сын Лаг мог попасть в затруднительную ситуацию и не стать участником Олимпийских соревнований. Ни один из античных авторов не выставил гетеру в нелепом свете. Подведя итог, можно выразиться ясно, что личность Таис послужила вдохновением для IV в. до н.э., своего времени.
Библиография.
Античные источники:
- Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. - М.: Изд. «Наука», 2004.
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, XVII. Гл. 1–5, 8–25 - пер. и комм. О.А. Васильевой // М., 2000.
- Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Кн. V. — М.: Издательство МГУ, 1993.
- Лукиан. Сочинения в 2 т.. Т. 1. СПб.: Алетейя, 2001 .
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х томах.- М.: Наука, 1964.
- Страбон. География. В 17 кн. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Ладомир, 1994.
- Элиан. Пёстрые рассказы - М.—Л.: Изд. Академии Наук СССР, 1963.
Литература:
- Ogden Daniel. Polygamy, Prostitutes and Death. The Hellenistic Dynasties. L. 1999.
- Tarn W. Alexander the Great. Cambridge, 1950.
- Worthington Ian. Ptolemy I. King and Pharaoh of Egypt. Oxford, 2017.
- Зелинский А. Л. Аркадская надпись и сыновья Таис // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2017. — № 4. — С. 75—84.
- Свенцицкая И.С. Таис Афинская // Вопросы истории, № 3, 1987. С. 90-95.
- Уилер М. Пламя над Персеполем. М. 1972
- Шахермайер Ф. Александр Македонский. Москва. 1984.
[1] Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Кн.II. 19
[2] Diod. КН. XVII, ГЛ. 1–5, 8–25; LXX
[3] Страбон. Кн.XV, III, 6.
[4] Клитарх – древнегреческий историк, современник и, возможно, участник восточных странствий Александра Великого; Афиней перенёс критику из его сочинения «Рассказы об Александре» в произведении жителя Навкратиса «Пир мудрецов». Athen. XIII. 37
[5] Diod. КН. XVII, ГЛ. 1–5, 8–25;LXXII
[6] Plut. Vitae parallelae. Alex. XXXVIII
[7] Curt. Ruf. LIBER V. Caput VII, 3
[8] Athen. XIII. 37
[9] Diod. КН. XVII, 3.199; CIII
[10] Daniel Ogden. Polygamy, Prostitutes and Death. The Hellenistic Dynasties. London, 1999. P. 68-69
[11] После обнаружения аркадской надписи (списка ликейских победителей) разрушилось положение М. Штрака, К. Белоха и других учёных о наличии у женщины двоих сыновей, а Лаг – не прозвище Леонтиска.
[12] Зелинский А. Л. Аркадская надпись и сыновья Таис. С.77
[13] Зелинский А. Л. Аркадская надпись и сыновья Таис; vanOppende Ruiter, 2013a, 206–210
[14] Ian Worthington. Ptolemy I. King and Pharaoh of Egypt. Oxford, 2017. P. 113
[15] Athen. XIII. 49
[16] Ibid. XIII.37
[17] Шахермайер Ф. Александр Македонский. Москва. 1984. С. 175
[18] Свенцицкая И.С. Таис Афинская // Вопросы истории, № 3, 1987. С. 95
[19] Tarn W. Alexander the Great. Volum II. Cambridge, 1950. P. 324
[20] Уилер Мортимер. Пламя над Персеполем. М. 1972. С. 22
[21] Лукиан. Сочинения в 2 т.. Т. 1. СПб.: Алетейя, 2001 . С. 136-150