В конце прошлого года руководитель федерального Правительства Михаил Мишустин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам доложил Президенту Российской Федерации об инновациях в промышленности, цифровизации, разработке и внедрении биотехнологий, а также о запуске с 2025 года национальных проектов, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений технологического совершенствования России.
«Если внимательно взглянуть на каждое из выделенных направлений с точки зрения их тактического и стратегического смысла, то организационно-функциональный алгоритм, заложенный в программу достижения технологического лидерства России, позволяет увидеть целиком весь пазл, всю картину предстоящего преобразования», — считает эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко.
Первый шаг — подготовка и запуск в работу программных инструментов, подводящих под процесс технологического роста необходимые организационные, финансовые и правовые основы.
Безусловно, все понимают, что технологического лидерства не достичь без внедрения в экономику современных инновационных разработок. Экономика, в свою очередь, выступит локомотивом развития для остальных сфер жизнедеятельности. С этой целью на период с января 2025 года и до конца 2030 года запланированы несколько перспективных нацпроектов.
Если оценивать их по порядку, то, начнем, пожалуй, с проекта, получившего название «Новые материалы и химия». Запланированные в нем мероприятия, по замыслу Правительства, позволят в полной мере решить задачи в части развития химической отрасли и добычи редкоземельных металлов на территории России.
Президент сделал заявление о безусловном лидерстве России по запасам редкоземельных металлов, и, по сути, сделал предложение заинтересованным иностранным партнёрам о сотрудничестве в этой области.
Цель нацпроекта — создание инфраструктуры системного развития, достижение технологической независимости и создание условий для формирования новых рынков и технологического лидерства в отраслях производства химической и биотехнологической продукции, новых и перспективных материалов, редких и редкоземельных металлов. С учётом наметившейся тенденции на выстраивание взаимовыгодного сотрудничества России с США, у этой области очень хорошие перспективы. Важно не сидеть сложа руки, а создавать технологический прорыв.
Другой нацпроект «Средства автоматизации и производства» разработан с целью достижения технологического лидерства в сфере производства высокотехнологичного производственного оборудования и повышения уровня автоматизации производственных процессов. Здесь поставлена большая задача — обеспечить технологическую независимость страны в указанной области и войти в число двадцати пяти мировых лидеров по показателю плотности роботизации. Сопутствующая, а, точнее, обеспечивающая задача также определена — создать систему подготовки квалифицированных кадров в сфере автоматизированного производства. В составе нацпроекта реализуются четыре федеральных проекта, которые призваны обеспечить к 2030-му году: доведение уровня технологической независимости в производстве средств производства до 95%; достичь прироста в объёме производства станкостроения в соотношении с 2022 годом в 103%; выйти на 25 место в мире по показателю плотности роботизации, а сам показатель плотности роботизации довести до уровня 145 единиц на 10 тысяч чел.; поднять долю выпускников, работающих в организациях, производящих средства производства, получивших подготовку в рамках обучения по образовательным программам, актуализированным в интересах организаций сферы производящей средства производства, до 90%.
Не менее амбициозные планы у Российского государства в таких сферах, как энергетика, освоение космоса, авиационное производство и судостроение, беспилотные авиационные системы, медицина, фармацевтика и продовольственная безопасность. Объединяющим фактором здесь является естественное стремление к развитию. А с учётом активно формирующейся цифровой среды, надо полагать, что взаимодействие между наукой и практикой сильно упростится, ярче высветятся взаимные запросы, реально будут оцениваться возможности. Под такое взаимодействие уже подведены фундаментальная правовая база в виде Федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и финансовая основа в виде бюджетных ассигнований.
В стремлении страны к технологическому лидерству заложен драйвер развития. Цель — укрепить свой технологический суверенитет и выйти в лидеры глобальной экономики.