14 августа (1 августа по юлианскому календарю) — день, когда Церковь отмечает несколько праздников. Поэтому и названий у этого дня несколько.
14 августа — первый день строгого Успенского поста, установленного в честь Успения Божьей Матери, отмечаемого 28 августа.
Успение — древнерусское слово, означающее засыпание, сон, упокоение. В православии смерти нет, есть переход к вечной жизни, а пост приравнивается к празднику, потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души.
Успенский пост короткий, всего две недели, но по строгости он такой же, как Великий Пост.
Православный праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня

В этот день во всех православных храмах на литургии в центр выносят Крест — святыню христианства, а после службы служат чин малого водосвятия.
Главное в этот день — сходить в церковь на службу и приложиться к Кресту Господню.
По традиции верующие поклоняются Кресту, который выносится на аналой.
В этот день производят малое освящение воды и освящение мёда нового урожая.
История праздника
Слово Происхождение не совсем верно переведено на русский язык, по смыслу оно означало хождение крестным ходом, более правильно по сути — изнесение.

В IX веке в Константинополе, Крест, на котором распяли Христа не раз спасал от эпидемий. Поэтому в августе, в самый пик жары, когда людей поражали эпидемии и болезни, Животворящий Крест Господень из домовой церкви греческих (византийских) императоров несли («износили») в храм Святой Софии, где им освящали воду. Потом святыню с молитвой носили по городу для «отвращения болезней». На Руси празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года.
Второе название праздника как раз и связано с малым освящением воды — Спас на воде или Мокрый Спас.

В этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода люди омывались «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице или Всемилостивый Спас
В Греции празднество было установлено Константинопольским патриархом Лукою при царе Мануиле в честь победы над арабами -магометанами (сарацинами),
Перед боем, первого августа (ст. стиль) император Мануил увидел огненные лучи, исходящие от походных Честного Креста и иконы Богоматери. После победы над неприятелем, которая позволила грекам сохранить Веру предков, Мануил приписал её Божьей помощи.
На Руси Церковь в этот день вспоминает победу святого благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 г., установив при митрополите киевском Константине празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли, и князь Андрей выступил против захватчиков. С собой на битву Андрей взял образ Богородицы и Крест, которые несли перед войском. Готовясь к бою, причастившись, князь обратился к Богородице с молитвой: «О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего — оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.».

Вслед за князем перед иконой помолились и воины. Сражение закончилось победой русского войска. После возвращения в свой стан воины узрили огненные лучи, исходящие от Честного Креста и озаряющие войско, подобные тем, что видел Мануил в Греции.
Через века длинное название праздника сократилось до краткого — «Спас», то есть сокращение от — Спаситель. Поэтому мы пишем это слово с заглавной буквы — Медовый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде.
Вспоминают 14 августа и святых Маккавейских мучеников из Ветхого Завета.
Семь братьев — Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар жили в 166 году до н. э., во времена, когда сирийский царь Антиох Эпифан насаждал в Иудее язычество, в центр Иерусалимского храма он поставил статуею Зевса и велел ей поклоняться.

Но династия Маккавейская так истово верила в Бога Истинного, что приняла мученическую смерть от рук язычников, но не ни один не осквернил себя поклонением Зевсу.
Их смерть потрясла не только священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха и очистили Иерусалимский храм от скверны, но и осталась в памяти людей. Русскому человеку всегда было близко сострадание и православный праздник органично вошел в народную жизнь, одухотворяя быт. А имена мучеников живы до сих пор не только в Церкви, но и в русских фамилиях: наши предки называли родившихся детишек по святцам, а от имен позже возникали фамилии. Таким образом возникли фамилии Антоновых, Елизаровых, Гурьевых, Евсеевых, Алимовых, Маркеловых.
Отсюда и ещё одно название праздника — Маковый Спас или Маковей.

На языковом уровне получилось «сращение» народного обычая — как считают этнографы, мак попал на праздничный стол из созвучия с Маккавейскими мучениками. В этот день принято вкушать пироги или блины с маком, поливая мёдом нового урожая. Трапезу разделяли со знакомыми и не знакомыми.
Этот день совпадает с периодом медосбора, поэтому самое распространённое в народе название праздника — Медовый Спас или Первый Спас, ведь в августе ещё будут отмечать Яблочный и Ореховый Спасы.
Считается, что именно в этот день пасечники начинают качать первый мёд нового урожая. После освящения в храмах его начинают употреблять в пищу.
Мёд нового сбора, да и мак как раз поспевали к празднику Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Но, главное, что в народном сознании и то и другое — безусловные дары Божьи человеку.

Потому их и приносили в храм для освящения. И мёд становился уже не просто лакомством, а воплощением Божьей Благодати, милости Бога к нам. А радостью от этого надо делиться. Отсюда и пословицы: «на Первый Спас и нищий медку попробует», «Не оскудеет рука дающего».
В этот день на Юге России заканчивались уборочные работы и в церквах освящали венки, сплетённые из колосьев с новым зерном. А в Центральном регионе совершали крестные ходы, освящали семена для посева ржи.
Так праздник духовной нитью связывал прошлое с настоящим, история становилась частью жизни.
В царской Руси существовала еще одна, ныне забытая традиция. На Медовый, Спас устраивали сиротские и вдовьи помочи, на которые сходились после службы в храме. Работа помочью (общенародная) — это труд за угощение. «На вдовий двор хоть щепку кинь», «с миру по нитке - голому рубаха» — это пословицы с сиротских и вдовьих помочей.
Для таких общенародных работ существовали и особые приговоры, произносимые сердобольной Русью нараспев. «Ты — за себя, мы — за тебя, а Христов Спас — за всех нас. Не нами уставлено — не нами и кончится!»






