Сложившаяся ситуация, прежде всего, отразилась на газовой отрасли, выступавшей одним из значимых драйверов развития отечественного производства. В силу политических соображений европейские партнёры, начиная с 2021 г., последовательно отказались от поставок российского газа, прокачивавшегося по «веткам» «Ямал-Европа» и «Северный поток».
В результате диверсионных действий на Балтике был выведен из строя «Северный поток-2», а в начале 2025 г. по причине неконструктивной позиции украинского руководства, не выразившего желания пролонгировать соглашение по газовому транзиту, поставки природного топлива прекратились и на данном направлении.
Вот почему в реалиях сегодняшнего дня особое значение приобретает газовая магистраль, ориентированная на юг. «Турецкий поток» дальновидно выстроенный в 2020 г., превратился в главную «артерию» «Газпрома», связавшую как Турецкую республику, так и государства Южной Европы. Уникальный проект, заключавшийся в прокладке труб в большей своей части по чёрноморскому дну, изначально предполагал прокачку в объёме порядка 31,5 млрд кубических метров, однако партнёрам голубое топливо из России требуется в более выраженном количестве.
Статистика за февраль 2025 г. подтверждает, что спрос достигал уже более 55 млн кубометров в сутки, и газ потреблялся не только турецкой стороной, но и благодаря выстроенному ответвлению, так называемому «Балканскому потоку», транспортировался в Болгарию, Грецию, Северную Македонию, Боснию и Герцеговину, Сербию, Румынию и даже более отдалённые Венгрию и Словакию.
Как полагают эксперты, даже угрозы враждебных действий со стороны Киева и введения новых санкций едва ли отразятся на объёмах российского топлива в ближайшей перспективе.
«Успехи работы „Турецкого потока“ позволяют констатировать сохранение интереса европейских стран к российскому газу, что будет способствовать стабильному спросу на его поставки», — отметил доцент Ставропольского филиала Президентской академии Владимир Колёсников.







