Основная мысль статьи заключается в необходимости более четкого и системного подхода к правовому регулированию данного социального явления. Автор подчеркивает, что домашнее насилие является не только личной, но и общественной проблемой, требующей комплексного осмысления и правовой реакции.
Домашнее насилие
Домашнее насилие — это комплексное явление, которое можно определить как систематическое применение физического, психологического или сексуального насилия со стороны одного члена семьи к другому в рамках домашней обстановки.
Это социальное бедствие становится все более актуальным проблемным полем как для правозащитников, так и для законодателей. В отличие от других форм насилия, домашнее насилие часто происходит в закрытых пространствах, что затрудняет его выявление и оценку. Жертвы обычно испытывают затруднения при обращении за помощью из-за страха, зависимости от агрессора и стереотипов о том, что подобные проблемы следует решать внутри семьи. На этом фоне становится особенно важным понимание того, как домашнее насилие подрывает не только индивидуальное благополучие пострадавших, но и общественные ценности, включая права человека и равенство [1].
В последние десятилетия проблема домашнего насилия стала важным объектом исследования как для юристов, так и для социологов, психологов и представителей других научных областей.
Уголовно-правовая природа домашних преступлений характеризуется своей сложностью и многогранностью, что обусловлено не только многообразием форм проявления насилия, но и особенностями правового регулирования в данной сфере.
Прежде всего, домашнее насилие включает в себя физическое, эмоциональное и сексуальное насилие, направленное на членов семьи или близких людей.
Домашнее насилие, статья УК
Уголовный кодекс в некоторых странах уже имеет специальные статьи, регулирующие дела о домашнем насилии, что подтверждает осознание проблемы обществом и законодателями. Однако, несмотря на наличие законодательных норм, на практике часто наблюдаются сложности в квалификации деяний, а также недостаточная защита жертв насилия. Сложность данной проблемы связана не только с особенностями юридического языка, но и с тем, что домашнее насилие часто происходит в закрытых пространствах, что затрудняет сбор доказательств и доступ жертв к правосудию. Это в свою очередь вызывает необходимость более глубокого исследования уголовно-правовой природы домашних преступлений, что позволяет выявить пробелы в законодательстве и судебной практике, а также наиболее эффективно реагировать на эти явления [2].
В условиях актуальности проблемы домашнего насилия, необходимо рассмотреть возможные пути совершенствования уголовного законодательства, направленного на защиту жертв и установление эффективной уголовной ответственности за такие преступления. Одним из ключевых направлений является введение специализированных норм, учитывающих особенности домашнего насилия. Это может включать четкое определение понятий, касающихся домашнего насилия, а также отдельных квалифицирующих признаков, которые позволят более точно идентифицировать такие преступления и правонарушения. Также следует обратить внимание на необходимость установления механизмов защиты потерпевших, включая более доступные и эффективные способы получения временных судебных запретов для защиты жертв от потенциальных агрессоров. Дополнительно, важной частью совершенствования уголовного законодательства является увеличение роли службы социальных служб и правозащитных организаций, которые могут оказать необходимую помощь и поддержку жертвам домашнего насилия. Внедрение современных технологий и программ, направленных на защиту и поддержку жертв, а также на профилактику насилия в семьях, позволит значительно улучшить ситуацию в данной области.
В Уголовном кодексе Российской Федерации домогательства и насилие, происходящие в семье, регламентируются через общие нормы, касающиеся преступлений против личности, однако особой статьи, непосредственно посвященной домашнему насилию, в нем нет. В этом контексте необходимо рассмотреть существующие нормы, которые могли бы быть применены для квалификации действий, подпадающих под понятие домашнего насилия.
Например, статьи, касающиеся побоев, угроз или причинения вреда здоровью, позволяют охватить некоторые аспекты домашнего насилия, однако их применение на практике сталкивается с различными проблемами, связанными с доказательством фактов насилия, а также с возможностью квалификации деяний как таковых.
Практика показывает, что нередко жертвы домашнего насилия не решаются обращаться в органы правопорядка из-за страха и неуверенности в том, что их жалобы будут услышаны и учтены. Кроме того, в контексте анализируемого вопроса следует упомянуть и о существующих пробелах в легислативной базе, касающейся специфики уголовного преследования правонарушений, совершаемых в условиях семейной жизни [3].
Наряду с отсутствием четкой статьи, освещающей проблемы домашнего насилия, следует обратить внимание на недостаточную согласованность между отдельными нормами уголовного законодательства. Это приводит к затруднениям в квалификации деяний, возникающих в условиях семейных отношений.
Например, нарушения, связанные с насилием в семье, часто квалифицируются как менее тяжкие правонарушения, что не соответствует реальной степени тяжести и негативным последствиям таких деяний для жертв.
Беспокоит также небольшой уровень уголовной ответственности за рецидивы. Домашние насильники зачастую остаются безнаказанными и вновь совершают преступления, что вызывает необходимость пересмотра подходов к применению уголовных мер наказания.
Следовательно, в действующей системе существует необходимость в доработке норм, призванных обеспечить защиту жертв домашнего насилия и ввести элементы превенции и профилактики этого социального явления.
Также стоит отметить недостаточную информированность жертв о своих правах и возможностях защиты, что в свою очередь усугубляет уже существующие проблемы. Статистические данные показывают, что большинство случаев домашнего насилия остаются безнаказанными именно из-за отсутствия должной правовой поддержки для пострадавших.
Именно поэтому актуальным становится вопрос о создании и внедрении специальных механизмов, способствующих более эффективному взаимодействию правоохранительных органов, социальных служб и органов власти в области защиты жертв домашнего насилия [4].
Для решения вышеупомянутых проблем необходимо внести кардинальные изменения в уголовное законодательство, направленные на более четкую регламентацию домашнего насилия как отдельного вида преступления. Это включает разработку законодательства, позволяющего более гибко и целенаправленно определять и расследовать домашнее насилие, что станет основой для более адекватной уголовной ответственности.
К примеру, необходимо определить критерии, по которым домашнее насилие может квалифицироваться более строго, в том числе создание специальной категории преступлений, связанных с насилием в семье. Следует также внедрить программы по обучению сотрудников правоохранительных органов для более эффективного взаимодействия с жертвами, повышения уровня их информированности о правовых механизмах защиты. Биронально, важно создать условия для хранения анонимной информации жертвам домашнего насилия, чтобы обеспечить их безопасность и защиту от возможных последствий обращения в правоохранительные органы.
Профилактика домашнего насилия
Учитывая существующие мировые практики, можно предложить внедрение системы многоуровневого мониторинга и оценки случаев домашнего насилия, которая включает в себя не только правоохранительные органы, но и органы социальной помощи, что позволит создать комплексный подход к защите жертв и обеспечению их прав. В результате, системный подход к разрешению проблемы домашнего насилия в уголовно-правовом регулировании станет основой изменения настроения в обществе и создания более безопасной среды для всех его членов [5].
Таким образом, на основании проведенного анализа можно утверждать, что для достижения реальных изменений в сфере борьбы с домашним насилием на уровне уголовного законодательства необходимо внести ряд реформ.
Во-первых, следует определить четкие критерии и стандарты для квалификации преступлений, связанных с домашним насилием, которые учитывали бы все его аспекты и проявления.
Во-вторых, необходимо внедрить программы по повышению квалификации для всех участников уголовного процесса с целью обеспечения адекватного мышления и понимания всех нюансов дела.
В-третьих, требуется разработать комплексные меры по защите жертв, включая создание специализированных учреждений для временного размещения, а также программ психологической и юридической поддержки.
Наконец, необходима активная работа по изменению общественного мнения о домашнем насилии, которая бы способствовала устранению стигматизации жертв и созданию среды, в которой люди будут готовы обращаться за помощью.
Реализация вышеизложенных рекомендаций может значительно улучшить ситуацию с домашним насилием в обществе и повысить уровень защищенности жертв, что, в свою очередь, поспособствует созданию более безопасной и комфортной социальной среды.
[1] Грухина Ю. А., Дударева Е. В., Рубцова А. Е. К вопросу о домашнем насилии. — Новосибирск: Юрист, 2015. — 309 с.
[2] Куянова А. В. Профилактика семейно-бытовых конфликтов, домашнего насилия и предупреждение преступлений, совершаемых на бытовой почве // Административное право и процесс. — 9-е изд. — М.: Юрист, 2015. — 731 с.
[3] Серебряков В. А., Сыров А. П. Проблемы комплексного криминологического исследования быта. Вопросы борьбы с преступностью. — 33-е изд. — М.: Юрид. Лит, 2017. — 63 с.
[4] Иншаков С. М. Криминология учебник. — М.: Юриспруденция, 2009. — 432 с.
[5] Мелешко Н. П.. Домашнее насилие в современной России: криминологические проблемы противодействия. Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 17-е изд. — М.: Проспект, 2009. — 167 с.
УДК 343.4 Студент 4 курса ФВО, ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России,
Бабикова Татьяна Александровна
Научный руководитель: Маслова Жанна Юрьевна, преподаватель кафедры публичного права ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России