Этот всплеск спроса на инженерно-технические специальности сопровождается серьёзными вызовами, среди которых особенно выделяются несоответствие уровня подготовки действующих специалистов требованиям рынка и ощутимое влияние так называемой «демографической ямы». В частности, за последние два года российский рынок труда столкнулся с уменьшением численности работников моложе 35 лет на 1,3 миллиона человек, что ставит под угрозу будущее наполнение кадрового резерва важнейших отраслей экономики.
Это сокращение молодых специалистов является частью более широкой проблемы, ожидающей своего разрешения в ближайшие десятилетия. Предполагается, что тенденция убыли молодёжи в рабочей силе сохранится до 2030–2032 годов, что подчёркивает необходимость срочных мер по привлечению и подготовке новых кадров в инженерные и технологические специальности.
Для решения этих проблем требуется комплексный подход, включающий обновление учебных программ в соответствии с современными требованиями рынка, привлечение молодёжи к изучению инженерных дисциплин и создание стимулов для молодых специалистов, чтобы они видели перспективы развития в этом направлении. В этом контексте, акцент на повышении квалификации и переподготовке уже работающих специалистов также играет ключевую роль в обеспечении отрасли квалифицированными кадрами, способными отвечать вызовам времени.
Текущий рост спроса на инженерно-технические профессии предоставляет уникальную возможность для развития отрасли. Это шанс не только обновить кадровый состав, но и значительно улучшить качество образования и профессиональной подготовки в целом, что в перспективе способно обеспечить российскую экономику высококвалифицированными специалистами, готовыми к решению будущих задач.
В современной России актуализировалась проблема соответствия квалификации рабочей силы требованиям, поставленным перед страной в условиях стремления к «технологическому суверенитету». Этот курс, выбранный властями, предполагает значительное увеличение спроса на высококвалифицированные кадры, особенно в области информационных технологий и инженерии. Появилась реальная перспектива ликвидации дефицита IT-специалистов и инженеров в среднесрочной перспективе, однако решение аналогичных проблем в других инженерно-технических дисциплинах потребует дополнительных усилий и времени.
Одна из ключевых проблем, с которой сталкивается рынок труда в России — это высокая степень мобильности молодёжи, особенно талантливых выпускников школ. Почти 80% одиннадцатиклассников, успешно сдавших ЕГЭ, предпочитают продолжить образование в ведущих вузах, расположенных за пределами их родных малых городов. Более того, после получения образования большинство из них не возвращаются назад, что способствует усилению демографического и профессионального дисбаланса.
Наблюдается значительный перелом в требованиях рынка труда к квалификации специалистов, причем уже к 2024 году ожидается, что предпочтения работодателей кардинально сдвинутся в сторону выпускников среднего профессионального образования (СПО) в ущерб спросу на обладателей высшего профильного образования. Это перемещение акцентов подчёркивает важность технических и прикладных навыков, особенно для тех, кто стремится работать в сфере инженерии и производства, где новые подходы к производственным технологиям выходят на передний план.
Компании теперь сталкиваются с задачей адаптировать свои обучающие программы и карьерные лестницы к ожиданиям выпускников СПО. Эти молодые специалисты жаждут быстрых изменений в своей карьере и доходах, стремятся к большей свободе и возможностям для экспериментов на рабочем месте. Они готовы к инновациям и не желают ограничиваться узкими рамками стандартных должностных инструкций.
В этом контексте компаниям приходится пересматривать свое отношение к организации рабочего процесса, стремясь создать условия, которые бы соответствовали ожиданиям молодёжи. Однако промышленные предприятия испытывают особые трудности в привлечении молодых специалистов, поскольку традиционная жёсткая структура работы и ограниченные возможности для творчества и новаторства не удовлетворяют их стремления к свободе и самовыражению.
В ответ на эти вызовы, промышленность и производственные предприятия должны искать новые подходы к управлению и развитию персонала, чтобы стать привлекательными для талантливой молодёжи. Возможно, решением станет введение гибких рабочих графиков, предоставление возможностей для самостоятельных проектов и инициатив, а также разработка программ менторства и стажировок, которые позволят молодым специалистам быстрее расти профессионально и видеть перспективы своего развития в компании.
«2024 год может стать переломным моментом в подходе к образованию и подготовке специалистов, когда весы предпочтений на рынке труда окончательно склонятся в пользу выпускников среднего профессионального образования, что потребует от работодателей не только пересмотра своих кадровых стратегий, но и глубокого понимания потребностей и ожиданий нового поколения специалистов», — комментирует Мухорьянова Оксана, эксперт Ставропольского филиала Президентской Академии.