Такая инициатива последовала от Минюста в виде соответствующего законопроекта, размещенного на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В обоснование предлагаемой меры авторы инициативы ссылаются на основополагающие правовые акты международного и национального уровней. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что «право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребёнка.
«Все бы хорошо, однако есть явная терминологическая и, вытекающая из нее методологическая недоработка», — говорит эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко. Разрабатывая Конвенцию о правах ребёнка, государства-участники уже в первой статье определились с ограничениями в субъекте, указав, что для целей Конвенции ребёнком признается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». В формулировках Семейного кодекса законодатель также исходил из этого критерия, используя термин «несовершеннолетний» в отношении ребёнка, в том числе, применительно к алиментным обязательствам родителей. В таком контексте не совсем понятно из чего авторы законопроекта черпают правовую основу для расширения трактовки термина «ребёнок» за пределы 18-ти летнего возраста и из какой логики следует целесообразность введения жёстко императивного и даже карательного воздействия государства на родителей, уже выполнивших свой родительский долг перед ребёнком.
Не выдерживает критики аналогия с предусмотренной законодательством возможностью для детей, оставшихся без попечения родителей и продолжающих обучение по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, получения пособий по случаю потери кормильца на период их пребывания там, но не свыше достижения возраста 23-х лет. Очевидно, что в таких ситуациях безусловно необходима реализация государством обязанностей в рамках правоотношения гражданства как устойчивой политико-правовой связи его со своим гражданином.
И совсем уж алогична попытка увязать жёсткое административное введение на законодательном уровне обязанности родителей по содержанию своих совершеннолетних детей с государственной политикой в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей. Традиционные ценности в русских семьях формировались совсем на другой основе. Ментальность большинства российских семей была, есть и будет таковой, что для родителей их дети остаются детьми в любом возрасте, и оказание любой помощи друг другу внутри семьи абсолютно естественное состояние. Государственное принуждение здесь никогда не станет панацеей, а навредить может очень сильно. Мы в который раз начинаем смешивать сферу идеальных, морально-этических ценностей с материальными, и делаем это явно не в пользу первых.
«Сейчас законопроект находится в стадии общественного обсуждения. Весьма интересно, какие отзывы он получит от специалистов и от обычных людей. Но что‑то подсказывает, что у инициативы нет больших перспектив. Вопрос нужно глубоко изучать, подводить под него серьёзную исследовательскую базу, выстраивать убедительную аргументацию, позволяющую увидеть в законодательной инициативе рациональное зерно, и только после этого ожидать положительного решения», — считает эксперт.