Цель инициативы — стимулировать заказы на российских заводах-лифтостроителях, чье производство загружено менее чем наполовину.
Проект документа вводит новые правила участия в тендерах на поставку, установку и техническое обслуживание лифтов. Теперь в конкурсных процедурах смогут участвовать только сами фабрики-изготовители из России и Беларуси, их уполномоченные представители или дочерние компании с полной принадлежностью владельцу. Документ исключает из торгов посреднические фирмы, не имеющие прямой связи с производителем.
Основная задача нововведения — повысить занятость отечественных лифтопроизводящих предприятий, сократив при этом участие посредников, тем самым снизив себестоимость и обеспечив гарантированное наполнение заказов для российских фабрик.
Итоги 2024 года показывают, что производственные мощности российских предприятий по изготовлению лифтов использовались менее чем на половину: было выпущено всего 25,9 тысячи подъёмников, хотя пропускная способность заводов позволяет выпускать свыше 65 тысяч единиц ежегодно (при скорости движения кабин до 2,5 метров в секунду).
Национальный лифтовый союз (НЛС) утверждает, что доля российских производителей составляет около 70% рынка, ещё 15% принадлежат белорусским фирмам, оставшиеся 15% приходятся на китайские и турецкие компании. Министерство строительства оценивает ежегодный потенциал замены лифтов в многоквартирниках по программам капремонта в районе 24 тысяч штук, а потребность в лифтах для новостройки оценивается в диапазоне 30–35 тысяч единиц.
В России работают около двух десятков предприятий, выпускающих готовые лифты, каждое из которых обеспечивает заказами шесть и более смежных предприятий. Нововведение направлено на увеличение спроса на продукцию российских и белорусских производителей, а также на создание дополнительной загрузки для производителей деталей и компонентов, говорится в пояснении к проекту постановления.
Дополнительно проектом постановления установлено, что обслуживание лифтов в многоквартирных домах будет доверяться исключительно официальным представителям завода-изготовителя или полностью подконтрольным ему дочерним структурам. Мера направлена на устранение из цепи подрядчиков сомнительных фирм и индивидуальных предпринимателей, практикующих демпинг, собирающих предоплату, но не обеспечивающих качественный ремонт и обслуживание.
Переход на прямую закупку лифтов у заводов или их авторизованных представителей обусловлен настойчивостью самих производителей, полагающих, что исключение посредников позволит им получать большую прибыль и точнее прогнозировать будущий спрос. Прямая закупка даёт положительный эффект: появляется возможность централизованно планировать поставки, что позволит предприятиям рассчитать спрос и максимально полно задействовать производственные мощности.
Параллельно предлагается создать единый реестр специализированных организаций, задать строгие критерии допуска к работам и обязательные программы подготовки сотрудников. Это позволит повысить качество предоставляемых услуг и устранить недобросовестных игроков с рынка.
«Новый законопроект о лифтах преследует главную цель — перезапустить рынок производства и эксплуатации лифтового оборудования в России, перенаправив государственные заказы на отечественные и белорусские предприятия, устраняя посредников и повышая эффективность распределения ресурсов», — комментирует доцент Ставропольского филиала Президентской академии Ася Ионова.







