Среди великого множества православных празднований в России на сегодняшний день вряд ли существует более светлый и радостный праздник, чем Пасха. Ведь издавна его отмечают не только истово верующие, но и все прочие миряне, по старинной традиции причисляющие себя к христианской конфессии.
Пасха в России сегодня имеет не только чисто религиозный характер, но также несет в себе общий культурный и исторический смысл, веками формируясь на уровне обыденных традиций, обрядов и символов. Праздник Пасхи олицетворяет собой светлый день радости, добра, мира и благочестия, связанный с жизнеутверждающим событием торжества жизни над смертью — Воскрешением Спасителя или мессии христианского вероучения Иисуса Христа из Вифлеема.
Возникнув на Руси практически одновременно с самим Крещением и официальным принятием христианства, праздник Пасхи изначально не был связан со строгими церковными канонами и догматами. Он был воспринят славянами и языческой Русью как день любви Бога к людям, торжества света над тьмой, победы добра над злом.
Языческое понимание Пасхи быстро слилось с ортодоксальным и стало неотъемлемым элементом всей русской культуры, традицией древних славян на уровне обыденного сознания, а не чисто религиозным действом и церковным ритуалом.
В подтверждение тому стоит упомянуть, что в первые века после Крещения Руси, праздник Воскресение Христова отмечался еженедельно, совпадая с каждым седьмым днем недели, именуемым воскресеньем. Молитвам и отдохновению души посвящался сей день выходной, отрешаясь от мирской суеты, с чистыми помыслами обращаясь к Богу, после шести дней трудов праведных.
Сама же святая Пасха с её ритуалами наступала после Великого поста и его самой строгой недели для постящихся — Страстной седмицы. Вот тогда-то и начинались Пасхальные бдения, Пасхальная утреня, Пасхальная заутренняя молитва с особым пасхальным колокольным перезвоном в церквях.
«А пасхальные традиции с куличами и яйцами, обильным застольем и песнопениями мало что общего имеют с ортодоксальным христианским вероучением. Троекратное „христосование“ с ритуальными поцелуями, битьё яиц носиками на удачу, раскрашивание яиц в разные цвета (кроме красного, что символизирует кровь Христову!), игры по катанию яиц с горок с последующими битками — все это уже суть обряды житейские, да традиции славянские из быта старинного проистекающие, к канонам церковным мало отношения имеющие.
Потому во многих русских деревнях в ночь перед Пасхой раскладывались костры, потухшие угольки от которых потом закладывались под кровлю домов, дабы уберечь их от молнии и пожара. На Урале и в Сибири на Пасху охотники стреляли из ружей в сторону восхода солнца, что, по народным поверьям, обеспечивало удачную охоту на весь год. А в северных областях России Пасху встречали на рассвете с массовыми народными плясками на самой высокой горе, ибо считалось, что в этот день само солнце восходит в радостном весеннем танце, даря людям тепло, веселье и хороший урожай.
Ижорские невесты на Пасху одаривали разноцветными яйцами своих потенциальных женихов, с прозрачным намёком на то, что шибко тянуть со свадьбой сим молодцам явно негоже. А новгородские тёщи до Пасхи заранее заготавливали целую сотню крашеных яиц и торжественно преподносили их зятю с пожеланиями крепкого здоровья, семейного счастья и скорейшего появления потомства», — отметил Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии