Мы можем уверенно говорить, что электронные курительные устройства, вэйпы, — это такой же объект, активирующий возникновение зависимого поведения, как и, например, сигарета, электронная сигарета или химическое вещество — например, энергетик.
Механизм формирования физиологической зависимости имеет свои отличия, а механизм возникновения психологической зависимости фактически идентичен.
Некоторое время назад вся страна с оптимизмом перешла на замену никотиносодержащих сигарет на объявленные безопасными, без противопоказаний электронных устройств. За несколько лет абсолютно доступной эксплуатации,возможности приобретения во всех точках, причем в яркой упаковке с ароматическим компонентом, вейпы стали самым популярным объектом зависимого поведения подростковой группы.
Сейчас уже говорим и о младших школьниках, младших подростках.
В больших городах, в городах-миллионниках, фактически каждый второй подросток имеет в опыте употребление или же активное использование.
На механизме подражательного поведения распространение этого вида зависимого поведения стало фактически тотальным, и именно в этот момент стали возникать вопросы: каково же влияние вейпов на психическое и физическое состояние?
Мы как клинические психологи еще несколько лет назад громко и с задачей привлечь социальное влияние говорили о том, насколько данное воздействие негативно на нейропсихологическом уровне, на нейрофизиологическом уровне и, собственно, на соматическом уровне. Об этом говорят и врачи.
Мы проводили исследование, и оно опубликовано, о влиянии электронных курительных устройств на реализацию функций памяти, внимания, мышления, и экспериментально доказано:
даже при однократном употреблении ситуативное снижение очевидно и значимо, но в том случае, если подросток регулярно употребляет, то эти действия становятся фатально необратимыми.
Что делать уже тогда, когда зависимость возникла?
- В этом случае первым шагом надо оценить степень длительности использования электронных курительных устройств. Для этого нужен разговор без упреков и возмущения. Просто надо посмотреть степень вовлечённости в употребление, например, подростком. Скорее всего, от родителей будут скрывать и полноты картины мы не получим. Но, тем не менее, какая-то точка отчета будет.
2. Дальше надо понять точно, какие предпочтения. В смесях, которые находятся в вейпах, нет четкого ответа на вопрос, какой состав и что там находится. Лозунги про безопасность и отсутствие отрицательных влияний — это просто лозунги и безответственные формулировки. И вкусовые ароматизаторы, и температура, и сам состав химических элементов влияет, иначе бы не было такой периодичности. Мы фиксируем, что фактически через каждые 45 минут в период обучения в школе подростки каким-то образом выходят «попарить». Это уже само по себе доказательство того, что зависимость возникает.
При изъятии доступа к употреблению, возникает абстинентный синдром.
Подростки начинают нервничать, психовать, меняется и соматическое состояние.
3. По этой самой причине следующий вопрос, который должны четко для себя выяснить, помимо вопроса о длительности и того, что находится в использовании подростков, — еще и периодичность.
После ответа на эти вопросы, следующим, уже осмысленным шагом, стоит посетить нейропсихолога для оценки функционирования высших психических процессов. Надо понять, в каком нейропсихологическом статусе находится состояние ребенка или подростка.
Всё это категорически нельзя сопровождать негативными реакциями и комментариями, поскольку это будет только провоцировать на повторное употребление и на то, чтобы подросток прятался.








