Во второй половине ХХ века с появлением новых технологий в авиации произошли значительные изменения в обучении и тренировке пилотов и экипажей. Научные исследования в этой области позволили разработать инновационные подходы и методы, которые активно применяются в современной авиационной индустрии.
Профессора из Массачусетского технологического института провели серию экспериментов, в ходе которых было выяснено, что использование симуляторов и виртуальной реальности в обучении пилотов значительно повышает их навыки и способствует более эффективному усвоению информации. Такие методы позволяют пилотам симулировать различные ситуации и тренироваться в условиях, которые могут возникнуть в реальном полете.
В условиях динамичного развития нынешних Вооружённых Сил Российской Федерации, особенно в связи с растущей сложностью и интенсивностью профессиональной деятельности военных летчиков, возникает необходимость в подготовке летчиков высокого уровня профессионализма, способных адаптироваться к современным технологиям. В связи с этим наиболее актуальным вопросом является организация обучения курсантов авиационных вузов с использованием современных методов и технологий.
Подобно концепции модернизации высшего образования, реализуемой в России, ее основным методом является подготовка высококвалифицированных специалистов высокого уровня и профиля, компетентных, надежных, преданных своей профессии и ориентированных на смежные области деятельности, способных на формирование устойчивого профессионального роста и готовности к профессиональной мобильности.
Развитие инновационных технологий
Проблемы сегодняшнего мира заставляют нас искать новые возможности в развитии высшего образования. Развитие инновационных технологий открывает возможности в области обучения, соответствующие современным тенденциям. Сложность процесса образования и многочисленные связи между его компонентами требуют системного подхода для разработки последовательной научной теории. Компьютерные технологии и глобальные телекоммуникационные технологии меняют возможности формального обучения в классе. Использование таких технологий позволяет максимально реализовать интересы студентов, широко эксплуатировать ценнейшие природные ресурсы, избежать ограничения светового пространства.
Анализ современного состояния российского образования показывает, что в настоящее время оно немыслимо без инновационных процессов и инноваций. Творческий подход к учебному процессу способствует появлению новых инновационных технологий обучения, наиболее оптимально адаптированных к практико-ориентированному обучению.
В образовательной среде авиационного вуза инновационный подход к обучению создает условия для формирования и закрепления у курсантов профессиональных знаний, умений и навыков, способствует развитию профессиональных качеств будущих специалистов.
Чтобы студенты достигли высокого уровня подготовки, необходимо решить две основные проблемы: предоставить им возможность получить глубокие теоретические знания и выработать новые подходы к организации аудиторной и самостоятельной работы. Современные средства информационно-коммуникационных технологий позволяют повысить эффективность и качество образования и играют немаловажную роль в формировании новой системы образования. Внедрение компьютеров в сферу образования явилось началом революционной трансформации традиционных методов и технологий обучения и всей области образования. Использование информационных технологий повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательный интерес, повышает эффективность самостоятельной работы.
Исследователи из Университета Стэнфорда в 2015 году установили, что использование виртуальной реальности в обучении пилотов способствует улучшению их навыков и позволяет им быстро адаптироваться к различным ситуациям в полете.
Сравнение уровней развития новых авиационных технологий в России и за рубежом показывает, что в последние годы Россия активно идет в ногу с мировыми тенденциями. Инженерные разработки в области симуляторов и виртуальной реальности позволяют российским пилотам получать качественное обучение и тренировку, соответствующие мировым стандартам.
Инновационные системы в процессе обучения, тренировки пилотов и экипажей
Дальнейшее развитие этой деятельности связано с усовершенствованием технологий и созданием новых инновационных систем. Важным направлением является улучшение программного обеспечения симуляторов, чтобы они стали еще более реалистичными и максимально приближенными к реальным полетам. Также планируется развитие области виртуальной реальности, которая позволит пилотам еще более эффективно тренироваться в различных ситуациях.
Однако, несмотря на все преимущества новых технологий, не стоит полностью доверять машинам. Известно, что автоматизация может вызвать у пилотов "эффект автопилота", когда они не контролируют полет и полагаются исключительно на технику. Это может привести к снижению их реакции и чувства ответственности, что является недостатком автоматизации в авиации. Но, несмотря на это, в остальном новые технологические разработки выходят далеко вперед и несут намного больше пользы, нежели вреда.
Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что научные исследования и разработки в области новых технологий имеют значительное влияние на обучение и тренировку пилотов и экипажей. Они позволяют повысить их навыки, улучшить реакцию и способности к принятию решений. Однако, необходимо учитывать недостатки автоматизации и не полностью доверять машинам. Российские ученые активно проводят исследования в этой области и стремятся держаться в тренде мировых достижений. Дальнейшее развитие будет связано с усовершенствованием существующих технологий и созданием новых инновационных систем.
Список литературы:
- Коваль Р.В., Гончарик К.В., Голиковская К.Ф., Баженова И.В. Использование инновационных образовательных технологий для повышения качества обучения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. № 10. - С. 368-369.
- Шумакова Н.В. Инновационные технологии в системе профессиональной подготовки студентов // - Молодой ученый. 2013. №5. - С. 787 789.
- Лаптева С.В., Воробьева Т.И. Инновационные технологии в подготовке конкурентоспособных специалистов. Инновационные технологии в образовании: Материалы IV Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 30 ноября 2016 г.) / Под ред. С.М. Моор. - Тюмень: ТИУ, 2017. - С. 23-25.
- Каримова Д.А., Жумаева Э.Ш., Халилова Л.М. Инновационные технологии преподавания. Материалам XIV Международной научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе» (29 ноября 2016 года). / Под редакцией Л.А. Дремовой. - Курск, 2017. - С. 44-46.
- Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: СибАК, - 2012. - С. 124-129.