Реновация в Москве
Первая волна реновации Москвы происходила в густонаселенных частях города, и с точки зрения организации и проведения работ, этот проект являлся довольно сложным и непростым. Но строителями была разработана и освоена методология и технология полного цикла работ- начиная от слома домов до ввода вновь построенных объектов в эксплуатацию. При этом все процессы были поставлены на поток.
Технология полного цикла от начала сноса пятиэтажек до ввода в эксплуатацию крупнопанельных домов выглядела следующим образом.
После выселения жильцов из предназначенной к сносу пятиэтажки, производились работы по перекладке действующих подземных инженерных коммуникаций. Выполнялись охранные мероприятия по защите зеленых насаждений, вырубка которых была запрещена.
Освоение стройплощадки начиналось с устройства по всему периметру ограждения, из блоков ФБС и оцинкованного профилированного листа. Обязательным требованием было устройство при въезде на площадку пункта мойки колес. Это было необходимо для исключения выноса грязи со строительных площадок на улицы Москвы, чтобы москвичи не чувствовали дискомфорта от загрязнения улиц. Затем на объект перебазировался экскаватор, как правило, марки HITACHI 200-330. Это универсальная техника способная, в дополнение к основным своим функциям, выполнять еще и функции погрузчика, бульдозера и автокрана, очень сильно выручала строителей на начальном этапе освоения площадки.
С помощью этой техники и сносили старые пятиэтажки. Если под снос попадала пятиэтажка типа «хрущевка», то снос проходил в несколько этапов.
1 этап. В торце сносимого здания отсыпался земляной пандус, достигающий уровня второго или третьего этажа.
2 этап. На земляной пандус перемещался экскаватор, который методом «на себя» разламывал пятиэтажку, превращая ее в груду железобетона.
3 этап. Образованный слом вывозился автотранспортом на полигон утилизации ТБО твердых бытовых отходов). Грунт от насыпи использовался далее при земляных работах. К сожалению, мне неизвестен автор этой идеи сноса строений, но с полной уверенностью могу утверждать, что данный метод существенно облегчил задачу строителям и сократил сроки реализации программы сноса ветхого жилья в Москве, поскольку он по сравнению с взрывным методом демонтажа зданий или с поэтажной разборкой башенным краном имел бесспорное преимущество. Так значительно сокращались сроки слома здания, со значительной экономией денежных средств, при этом соблюдалась безопасность. Все эти показатели играли ключевую роль при оценке эффективности реализации самой программы реновации.
После очистки строительной площадки и утилизации отходов от слома пятиэтажки, производилась геодезическая разбивка и вынос осей зданий и сооружений на местность, или если говорить строительной терминологией – вынос осей «в натуру». После этого экскаватор приступал к раскопке котлована. Глубина котлованов под типовые панельные дома (их еще называли корпуса) были неглубокими- от 2 до 4 метров.
Грунт, образовывавшийся после разработки котлована экскаватором, вырабатывался в отвал и планировался бульдозером вокруг котлована и на прилегающей территории. Данная схема позволяла сократить до минимума сроки проведения работ по устройству котлована. Данный грунт впоследствии использовался при засыпке пазух домов и вертикальной планировке дворовых территорий. Этот же метод позволял еще и в дополнение сэкономить финансовые средства, так он не требовал привлечения автотранспорта для вывоза и перевозки грунта. Параллельно с раскопкой котлована проводились работы по устройству временных дорог, разворотных площадок и площадок под бытовой городок и штаб строительства. Выполнялись они из дорожных плит ПДП 3*1,75, которые укладывались на подготовленное основание из песка или грунта полученного в результате разработки котлована. Также из этих плит выполнялось устройство подкрановых путей крана КБ-404, сокращенно называемому «нулевик». Так как он имел относительно небольшие габаритные размеры и высоту, требования к основаниям под его подкрановые пути были менее требовательными, чем к высотным башенным кранам. Перед перебазировкой крана на стройплощадку, на объекте прокладывался кабель временного энергоснабжения, к которому подключался «нулевик», производилась укладка подкрановых путей, обустраивался городок для строителей и штаб строительства.
Перебазировка и сборка сваебойной машины. или как его называли «копра», проводилась одновременно со сборкой и наладкой «нулевика».
Фундаменты жилых панельных корпусов представляли собой свайный ростверк. Для подтверждения или определения несущей способности свай, заложенных в проекте, проводилась забивка пробных свай, которые указывались проектировщиком на схеме расположения свай в проекте. Проектировщик также прописывал методику их испытания - динамическое или статическое испытание. Иногда для повышения результатов испытаний, рядом с испытуемой сваей, для создания эффекта «обжатия», забивалось еще несколько свай. Такое испытание называлось «кустовым». Если результаты испытаний не показывали должного результата, то менялась длина свай. Длины свай были стандартными от 6 до 12м. Сечение также было стандартное 30*30 см. Иногда, для увеличения длины свай, а также достижения проектного значения несущей способности свай в слабых грунтах, применялись составные сваи, т.е. сваи, состоящие из двух частей, соединяемые путем сварки закладных деталей, установленных в каждой свае в заводских условиях. После успешного проведения испытания свай, представителем проектного института (авторским надзором) выдавалось разрешение на массовую забивку свай. Не всегда оно выдавалось на весь корпус. Очень часто случалась ситуация, когда на одной половине жилого корпуса по результатам испытаний сваи несли нагрузку, а на второй половине нет. В таких случаях разрешение на массовую забивку давалось по-секционно. После массовой забивки свай требовалось получить у авторского надзора разрешение на срубку свай. Данное разрешение было необходимым для проверки нормативного значения отклонений свай по глубине забивке при «отказах» (Отказ сваи — это предельная глубина погружения опоры в грунт под воздействием ударной нагрузки сваебойной машины.)
После получения данного разрешения начинались работы по устройству «нулевого» цикла панельного дома. Выполнялся подготовительный слой по грунтовому основанию из бетона класса В 7,5. Сваи срубались таким образом, чтобы из них впоследствии выступала арматура на высоту не менее 20-25 см. Связывался арматурный каркас ростверка из арматуры, диаметром до 22мм. Очень интересное и практичное решение применялось при устройстве опалубки. Так как высота ростверков была не более 60 см, то опалубка выполнялась из блоков ФБС, которые впоследствии использовались при устройстве входных групп. Благодаря таким решениям темпы по сборке-разборке опалубки фундаментной плиты были очень высокими, а в целом за одни сутки бетонировался фундамент одной секции корпуса. Работа организовывалась по следующей схеме.
- Первая смена рабочих (с 8.00 до 17.00) производила срубку сваи, начинала армировать каркас.
- Вторая смена рабочих (с 17.00 до 22.00) завершала работы по устройству каркаса и начинала установку опалубки из блоков ФБС.
- Третья смена рабочих заканчивала установку опалубки из блоков ФБС и с помощью крана бетонировала ростверк (автобетононасосы в ту пору были редкостью, и массово не использовались).
Бетон, поставляемый на строительные площадки, был качественным. Изготавливали его на московских РБУ, расположенных в непосредственной близости от объектов. В бетонную смесь добавлялись специальные пластификаторы и добавки, поэтому в летние периоды он в течение трех суток набирал требуемую прочность, необходимую для выполнения следующих этапов работ.
После демонтажа опалубки, пазухи ростверка засыпались грунтом с помощью крана и грейферного оборудования]. К моменту разбивки осей, на площадку доставлялись панели «нулевого» цикла. Монтаж панелей технического подполья начинался с угла здания, и выполнялся последовательным способом. После монтажа стеновых панелей бетонировался пол технического подполья и производился монтаж панелей перекрытия.
Все работы, связанные с приемкой большого количества бетона, старались выполнять в ночную смену или в выходные дни. Это было связано с транспортной загруженностью и пробками на дорогах Москвы в пиковые часы.
Перед засыпкой пазух выполнялся дренаж. Он представлял собой железобетонные колодцы, установленные на углах поворота трассы и на определенном расстоянии друг от друга. От колодца к колодцу прокладывалась с уклоном перфорированная труба, которая впоследствии засыпалась щебнем и песком, с прокладкой между ними специальной геотекстильной ткани. Стены технического подполья, подлежащие засыпке грунтом, обливались битумной мастикой из специальной машины, называемой строителями «гудронатором».
Следует отметить, что сроки передачи «нулевых» циклов под монтаж надземной части, держались руководством домостроительных комбинатов (ДСК) на особом контроле. И уже на стадии строительства «нулевых» циклов их представители отслеживали динамику возведения «нулевых» циклов, и зачастую оказывали помощь в решении многих вопросов. В ДСК существовали специальные графики и программы, расписанные на многие месяцы вперед, которые увязывали работу заводов железобетонных изделий, автотранспортных предприятий и строительных компаний в одну цепочку.
После завершения всех работ, связанных с устройством «нулевого» цикла, техническое подполье, подъездные дороги и разворотные площадки передавались одному из строительных потоков ДСК. Они своими силами укладывали подкрановые пути под башенный кран КБ-504, обустраивали свои площадки и бытовой городок. После выполнения всех данных мероприятий строительные потоки ДСК приступали к возведению надземной части здания. Следует отметить, что производственные процессы в ДСК за многие десятилетия были настолько отлажены, что монтаж они вели «с колес» круглые сутки, т.е. панелевоз подъезжал в зону разгрузки, и панели с машины башенным краном подавались на монтажный горизонт где сразу устанавливалась в проектное положение.
За сутки монтажники одним краном собирали одну этаж-секцию. В специальных металлических конструкциях «кассетах», предназначенных для хранения железобетонных панелей на стройплощадке, находилось не более 10 единиц, а самих «кассет» не более 2 единиц.
Параллельно с возведением надземной части, генподрядчик с помощью крана РДК-25 строил центральный тепловой пункт (ЦТП), распределительную трансформаторную подстанцию (РТП), прокладывал инженерные сети -водопровод, канализацию, водосток, теплосеть и электрические сети. Слаботочные сети прокладывались как воздушным путем, так и подземным. К моменту завершения монтажа надземной части, все перечисленные сети и сооружения на 70% обычно были выполнены.
После демонтажа крана КБ-504, ДСК приступал к отделочным работам и прокладке внутренних инженерных сетей и систем. В свою очередь генподрядчик приступал к вертикальной планировке и благоустройству территории. Конструкция дорожного полотна также была практичной. После вертикальной планировки и устройства выемки грунта под устройство дорожного полотна, укладывались плиты ПДП 3*1,75. Причем, укладывались старые и новые. Затем устанавливался по краям дорог и пешеходных дорожек бордюрный камень. По плитам проливался бетон, толщиной до 20 см, придавая дороге уклон, гладкую и прочную поверхность. Затем из бетона выполнялись отмостки, пешеходные дорожки. Асфальтирование дороги проходило в два этапа.
В первую очередь укладывали первый черновой слой асфальта, а затем лицевой. Отмостки, также асфальтировались. Пешеходные зоны выполнялись, как и в асфальте, так и в брусчатке. Внутриплощадочные дороги, выполненные по данной технологи, получались очень прочными и высококачественными.
Монтаж оборудования в ЦТП и РТП начинался сразу поле завершения строительной части этих сооружений. Сдача объекта начиналась с одновременным завершением работ ДСК и генподрядчика. Строительные процессы велись круглогодично. Зимний период не был существенным препятствием для строительства.
И работы продолжались вплоть до наступления температуры -30С и ниже. Да и то останавливались лишь потому, что возникали определенные проблемы с техникой. Перед наступлением зимы генподрядчиком разрабатывался и утверждался план мероприятий по подготовке объектов к зиме. К основным мероприятиям относились:
- подготовка масляных трансформаторов для прогрева бетона в залитых конструкциях;
- закупка кабелей к данным трансформаторам;
- проработка вопроса, связанного с электроэнергией необходимой для прогрева бетона, а также увеличения потребления энергии в бытовых помещениях, связанного с включением отопительных приборов;
- закупка теплой одежды для рабочих и ИТР, а также масляных обогревателей в бытовки;
- закупка утепленных растворных ящиков;
- закупка укрывного и утепляющего материалов.
В ДСК еще производили поставку на объект бочек с водой, с вмонтированными в них электрическими обогревающими устройствами для обогрева воды. Вода у них теплая была в любой мороз, которую они использовали для приготовления растворной смеси.
На РБУ также проводилась подготовка к зиме. В бетонные и растворные смеси, добавлялась противоморозная добавка. Концентрация добавок зависела от температуры наружного воздуха.
Для борьбы со снегом, который сильно мешал на этапе армирования, использовали стационарный компрессор, который под давлением воздуха выдувал снег из заснеженных конструкций. А после продувки арматурные каркасы накрывались брезентом. Для прочистки дорог от снега на больших стройках привлекался бульдозер либо трактор типа «Беларусь» с навесным оборудованием.
С другими проблемами сталкивались при строительстве в осенний и весенний периоды. В результате таяния снегов и обильных дождей происходило затопление котлованов, разрушение дорог и вынос грязи за территорию стройки.
Для решения данных проблем до наступления указанного периода, генподрядчиком также разрабатывался план мероприятий, который предписывал выполнять следующее.
- Произвести запас плит дорожных для реставрации подъездных дорог и площадок.
- Произвести ревизию пунктов мойки колес.
- Произвести работы на площадке по отводу талых вод.
- Укомплектовать объекты погружными насосами и помпами для откачки вод.
Пренебрежение выполнения данных мероприятий приводило к серьезным последствиям. Так при несвоевременном завозе плит дорожных и организации работы необходимой техники на объектах для ремонта дорог, разрушенных распутицей, полностью останавливалось движение транспорта. А это поставка ж/б изделий для монтажа домов, это поставка бетона для фундаментов и т. д и т.п.
Также к большим проблемам приводило отсутствие пункта мойки колес. Грязь выносилась за пределы стройки, и административно-технические инспекции (ОАТИ) совместно с милицией блокировали заезды и выезды, не считаясь с транспортной логистикой и вытекающими проблемами для компаний. Известны случаи, когда из-за блокировки въездов на строительство микрорайона, движение было парализовано на один рабочий день, а колонна выстроенных панелевозов и других транспортных машин достигала нескольких километров.
Однако, все эти случаи были единичными, проблемы в большинстве случаев решались, а темпы строительства в зимний период, и в период осенней и весенней распутицы, не снижали своих показателей.
Следует также отметить, что благодаря отлаженным строительным процессам и описанным выше практическим решениям, снос старых пятиэтажек и строительство на их месте новых панельных домов был организован на высоком уровне, и как следствие, неплохие показатели по скорости и темпам реализации программы в целом. Так, например, в Фили-Давыдково в районе улиц Герасима-Курина и Тарутинской, заселение жильцов в вновь построенные дома, произошло спустя 12 месяцев после начала сноса на этом месте пятиэтажек.
Основные серии панельных домов, возводимых на месте снесенных «хрущевок» в период первой реновации Москвы. (Фотографии из открытых источников)
Суть реновации. Мариуполь
К активной фазе сноса зданий и строений в Мариуполе приступили в декабре 2022г, решив до этого вопрос с комплексным обследованием, утвердив реестр с порядком и сроками сноса зданий. Жильцов из сносимых домов выселяли, предоставив им временное или постоянное жилье. Дома высотой до пяти этажей сносили и продолжают сносить так же как при реновации в Москве - с помощью мощного экскаватора на гусеничном ходу, с последующим вывозом отходов от демонтажа (ТБО). Дома с этажностью более пяти этажей сносят в два этапа.
На первом этапе применяется экскаватор с удлиненной стрелой, специально предназначенный для слома высотных домов повышенной этажности. Он сносит часть здания выше пятого этажа, после чего подключается обычный экскаватор и завершает демонтаж.
Очень часто уже при демонтаже фундаментной части зданий экскаваторы с обычными ковшами не справляются, из-за мощного бетона, из которого эти конструкции отливались. В этом случае ковш экскаватора меняется на специальный гидромолот-бетонолом. Им дробятся конструкции фундамента на мелкие части, которые впоследствии зачищаются обычным ковшом экскаватора.
Если при реновации Москвы площадки после сноса пятиэтажек застраивались домами по панельной технологии, то в Мариуполе нашла применение модульная технология. Внедрению и применению данной технологии в Мариуполе поспособствовал ряд факторов, одним из которых является ряд существенных ее преимуществ по сравнению с остальными технологиями домостроения в капитальном строительстве.
При рассмотрении и выборе оптимальной для применения в Мариуполе технологии домостроения рассматривались следующие критерии и параметры.
- Эффективность технологии, скорость монтажа и простота в эксплуатации.
- Экономические показатели.
- Логистика и транспортная составляющая.
- Объем привлекаемых материально-технических, людских и других ресурсов.
Сопоставив все эти показатели и проведя сравнительный анализ всех применяемых в российской строительной отрасли технологий домостроения, а также оценив имеющиеся в наличии ресурсы и мощности в Мариуполе и его окраинах, выбор ответственных лиц за восстановление города остановился именно на крупноблочном домостроении, несмотря на постоянную критику в ее адрес. Критика эта давняя, и тянется с советских времен периода правления Хрущева Н.С., когда было начато активное застраивание городов типовыми панельными домами, вследствие чего они становились серыми, безликими и одинаковыми.
Но в настоящий момент данная критика не уместна. Она не имеет под собой никаких оснований, поскольку технологи панельного и блочного домостроения в современной России сильно шагнули вперед, как в эстетическом отношении, так и в качественном.
Вообще следует отметить, что блочно-модульная технология домостроения становится все более популярнее, как и у нас в стране, так и за рубежом. Основным преимуществом данной технологии является скорость возведения домов «под ключ», с минимальными трудовыми, материально-техническими и сопутствующими тратами на всех этапах сборки в условиях строительной площадки.
Также к положительным сторонам блочной технологии следует отнести более высокое качество изделий и конструкций, поскольку уже давно является закономерностью, что любое заводское изготовление намного по качеству выше, нежели изделия и конструкции, изготовленные на строительной площадке под открытым небом.
К слову говоря, к этому всегда стремились советские строители времен первых пятилеток (1928-1937гг). Основной задачей строительной отрасли того периода было максимальное объемное и количественное изготовление строительных конструкций в заводских условиях, а также максимальная минимизация работ на строительной площадке, с целью максимального повышения производительности и увеличения объемов возводимых площадей промышленного и гражданского назначения. Тогда уже было понимание того, что только при такой стратегии и полной связке промышленности и строительных площадок, возможно было достичь поставленных целей и возводить целые города, а также множество крупных промышленных объектов в кратчайшие сроки.
Спустя чуть меньше века те же задачи на восстанавливаемых территориях все так же актуальны.
Основным конструктивным элементом поставляемых в Мариуполь сборных зданий является ж/б объемный блок, имеющий разные геометрические размеры и конструкцию исходя из функциональных и архитектурных особенностей. Что немаловажно, данные блочные модуля поставляются на объект со встроенными коммуникациями и выполненной предчистовой отделкой. Фасадная сторона модульных блоков имеет финишную отделку. Такая комплектация делает эти дома выгодными с экономической точки зрения за счет:
- сокращения сроков и привлекаемых ресурсов на прокладку внутренних инженерных коммуникаций в условиях строительной площадки;
- сокращения сроков и привлекаемых ресурсов на выполнение работ по устройству предчистовой отделки внутренних помещений в условиях строительной площадки;
- сокращения сроков и привлекаемых ресурсов на выполнение работ по отделке фасадов в условиях строительной площадки;
Все эти особенности данной технологии сводят к минимуму привлекаемые строителями ресурсы на возведение одного дома, что позволяет масштабировать задачи по восстановлению жилья в Мариуполе, и дает возможность обновлять и застраивать такими домами целые районы и кварталы города.
Первые возведенные блочно-модульные дома в Мариуполе не большой этажности (до 5-ти этажей). Такая малая этажность позволяет обходиться без устройства башенных кранов. На сборку этих домов привлекаются обыкновенные краны на автомобильном ходу.
В итоге с учетом всех этих особенностей технология сборки дома после устройства фундамента выглядит следующим образом.
Первый этап. С помощью автомобильного крана производится монтаж модулей в единую конструкцию дома. Монтаж производится «с колес», т.е модульный блок стропуется и подается на монтажный горизонт непосредственно с автомобиля на котором осуществляется его доставка на строительную площадку.
Второй этап. Сборка и подключение внутренних инженерных коммуникаций в единую сеть.
Третий этап. Проведение чистовой отделки.
Четвертый этап. Герметизация наружных швов на фасаде здания.
Пятый этап. Прокладка наружных коммуникаций.
Шестой этап. Благоустройство придомовой территории.
Работы второго, третьего, четвертого и пятого этапов производятся, как правило, параллельным способом. Для более эффективного планирования этих работ, успешные подрядные организации составляют график совмещенных работ, в котором увязывают поставки материалов, техники, движение людских ресурсов и проставляют взаимосвязи исполнителей по разным направлениям. Хорошо поставленная работа в этом направлении повышает в разы производительность работ, и снижает траты, вызванные простоями вследствие накладок, неразберихи и переделок. Так при грамотном планировании и организации работ на площадке трехсекционный и трехэтажный блочно-модульный дом возводятся «под ключ» бригадой, состоящей из 30 человек за несколько месяцев. А если смотреть на эти цифры масштабно и широко, то строительно-монтажный участок состоящий из 3 ИТР, 30 рабочих, с помощью автокрана и одного экскаватора в год в состоянии возвести квартал из 5-6 домов (порядка 20 секций) «под ключ», с наружными коммуникациями и благоустройством. А строительное управление, состоящее из 3-4 бригад и общей численностью порядка 120 человек способна закрыть годовую задачу по строительству в 20-25 домов (50-75 секций). При увеличении численности привлекаемых бригад пропорциональное увеличение техники не является обязательным условием. При грамотном планировании и организации работ одну и ту же технику возможно использовать несколькими бригадами на нескольких объектах. Но, а созданный домостроительный комбинат, состоящий из нескольких строительных управлений смог бы закрыть годовую программу сноса и строительства, включающую в себя около 100 таких домов.
Однако на данный момент имеется одна существенная проблема, относящаяся не только к данному направлению строительства. Она касается многих исполнителей так или иначе связанных с восстановлением Мариуполя. Отсутствие промышленных заводов по изготовлению железобетонных блочно модульных зданий в Мариуполе, да и можно сказать во всем ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсонщине увеличивает в разы затраты по логистике, вследствие доставок блочных модулей из соседних регионов РФ. Эта же проблема и сковывала работу строительно-монтажных участков, значительно снижая ее коэффициент полезного действия (КПД), поскольку для этой технологии важна поточность и соблюдение графиков по доставке, что не могут гарантировать перевозчики на данный момент.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Установлено, что на начальном этапе восстановления Мариуполя застройщиками применяются на практике технологии, методологии и общие принципы обновления жилого фонда, аналогичные с теми, которые были использованы ранее, в период первой волны реновации Москвы 1992-2009гг.
Выше описанная технология обновления московского жилого фонда в густонаселенной городской среде лишь указывает на эффективность созданной в свое время профессиональными строителями и управленцами разного уровня определенной удачной производственно-финансовой модели с участием государства и бизнеса. Она включала в себя накопленный десятилетиями технический и административный опыт, а также максимальную вовлеченность и сбалансированную работу строительной отрасли, промышленности, государственного аппарата, финансового и банковского сектора.
Результатом этой работы явилось колоссальное обновление Москвы в кратчайшие сроки, рекордное за всю историю ее существования.
Для достижения поставленных задач по сносу разрушенных зданий и строительству на их месте новых крупноблочных и крупнопанельных домов в Мариуполе необходимо также создать, схожую по эффективности, производственно-финансовую модель.
Производственная составляющая данной модели подразумевает собой создание на территории Мариуполя ряда крупных предприятий, а именно:
- завода железобетонных конструкций ЖБИ по изготовлению крупноблочных и крупнопанельных домостроительных комплектов.
- домостроительного комбината (ДСК) для осуществления работы по возведению крупноблочных и крупнопанельных домов в связке с заводом ЖБИ.
- транспортных и механизированных предприятий для обеспечения логистики, а также закрытия нужд ДСК и завода ЖБИ в различной спецтехнике.
Мощность данных предприятий должна покрывать потребность в дальнесрочной перспективе не только Мариуполя, но и всех вновь присоединенных территорий ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.