Метро Москвы
И, конечно, построены абсолютно новые линии. За 10 лет выросла Солнцевская ветка, она же 8А, протянувшись от делового центра «Москва—Сити» до Аэропорта «Внуково имени А.Н.Туполева».
За два года Некрасовская линия связала юго-восточные пригороды столицы с транспортно—пересадочным узлом «Нижегородская», разгрузив тем самым печально известную среди москвичей и не только станцию «Выхино».
Наконец, пять лет ушло на открытие и замыкание Большой кольцевой линии, главного проекта современного метростроительства
Эта бирюзовая линия длиной 57 км связала почти все остальные линии, разгрузила пересадочные узлы в центре города, создала кучу новых связей и весь её эффект можно будет осознать лишь со временем.
Но что будет дальше?
Новые линии метро в Москве
Начинается обзор с этого года. В сентябре 2024 года открыт стартовый участок новой, шестнадцатой линии. Троицкая линия, по замыслу проектировщиков, соединит Новую Москву (в частности — посёлок Коммунарка и город Троицк) и район Зила, который в последнее время превратился из промышленного в развивающийся. Первый участок пролегает от «Новаторской» на пересечении с Большим кольцом до «Тютчевской», находящейся на обочине у МКАДа. Эти четыре станции предназначены для жителей районов юга «старой» Москвы.
В декабре этого года линия должна шагнуть на территорию Новой Москвы и от «Тютчевской» протянется до «Новомосковской» с промежуточными станциями «Корниловская» и «Коммунарка».
После открытия станция «Новомосковская» образует пересадочный узел с красной линией, перераспределив таким образом потоки пассажиров. Промежуточные станции также улучшат доступность новомосковских районов.
Через год, в 2025, линия должна пойти на север от «Новаторской» и добраться до «Зила» с промежуточными остановками «Вавиловская», «Крымская», «Академическая». Здесь особый интерес представляет станция «Академическая», где будет организована пересадка на оранжевую линию, которая ведёт в самый центр города.
Конечная станция «Зил» станет в будущем частью крупного пересадочного узла с двумя линиями метро и МЦК.
Дальнейшее продление линии в сторону Троицка пока не планируется.
На тот же «Зил» спустя несколько лет по планам придет Бирюлёвская линия. Это один из самых долгожданных проектов московского метро. Жители Бирюлёво не одно десятилетие грезят о метро, толкаясь в переполненных автобусах. И наконец-то их мечта исполнится. Уже сейчас началось строительство линии.
Одним махом строятся аж 10 станций. Линия пойдёт от станции «Зил» до станции «Бирюлёво». На «Зиле» будут доступны для пересадки Троицкая линия и МЦК, далее на юг пойдут станции «Остров мечты» (стыковка с зеленой линией), «Кленовый бульвар» (пересадка на БКЛ), «Курьяново», «Москворечье» (на Каширском шоссе), «Кавказский бульвар» (аккурат посередине между станциями «Царицыно» и «Кантемировская» зелёной линии). В Западном и Восточном Бирюлёво расположатся четыре станции. Это «Каспийская», «Липецкая», «Лебедянская» и «Бирюлёво». Последняя будет иметь пересадку на железнодорожную станцию «Бирюлёво-пассажирская».
Депо будет построено за конечной станцией и расположится в промзоне. Эта линия позволит очень серьезно разгрузить дороги и наземный транспорт на юге города, а так же перераспределит нагрузку в метро и станет важным дополнением для перегруженной зелёной Замоскворецкой линии. Проект важный, проект долгожданный. Открытие намечается в 2028 году.
Еще одна новая линия — Рублёво-Архангельская. Эта линия строится на северо-западе Москвы. Свяжет Москву-Сити и новый строящийся финансовый центр Рублёво-Архангельское.
Первые две станции уже построены — «Деловой центр» и «Шелепиха» открылись в составе Большого кольца шесть лет назад. Сейчас эти станции закрыты и готовятся к интеграции в состав новой ветки.
Строятся станции «Народное Ополчение» (обеспечит связь с БКЛ), «Бульвар Генерала Карбышева» (улучшит доступность района Хорошево-Мневники), «Серебряный Бор» (рядом с заповедником), «Строгино» (стыковка с синей линией метро), «Липовая роща» (рядом строящийся жилой комплекс «Спутник»). Линия обеспечит скоростным транспортом новые жилые дома и бизнес-центры. Также разгрузятся дороги, наземный транспорт и Арбатско-Покровская синяя линия. Для жителей Митино, Строгино, Красногорска откроются новые, более короткие и быстрые маршруты до центра города. Завершение строительства планируется на 2027 год.
Затем планируется продлить линию в собственно Рублёво-Архангельское с одной стороны, а с другой — дотянуть через центр Москвы до «Зила» и соединения с Бирюлёвской линией
Метро Москвы 2024: новые станции
Кроме грандиозных строек новых линий, кипит работа над новыми станциями на уже существующих.
На упоминаемой синей Арбатско-Покровской линии строится новая конечная станция «Гольяново». Она нужна для обеспечения скоростным транспортом восточного района Гольяново. И для облегчения жизни отчаянно перегруженной «Щёлковской» с её Центральным автовокзалом и тучами пригородных маршрутов.
В сутки нынешней конечной пользуется 124 тысячи человек, что является вторым показателем в Мосметро, сразу после кольцевой — «Комсомольской» с её тремя вокзалами.
Планируется открыть «Гольяново» в 2026 году, а расположится станция на пересечении улиц Уссурийской и Сахалинской.
Среди проектов Мосметро на ближайшие годы сложнейшим, безусловно, является проект станции «Достоевская». На Кольцевой линии сейчас 12 станций, построенных еще в 50-х годах. И сейчас ведутся работы по строительству 13-й. Она расположится между станциями «Новослободская» и «Проспект Мира», под Суворовской площадью. Будет переход на одноимённую станцию десятой, салатовой линии.
Эта станция нужна для разгрузки других остановок на Кольцевой и в центре города. Строительство сложное — ведётся на большой глубине и на действующем участке. Для того чтобы не перекрывать на долгое время движение строятся обходные тоннели. Открыть «Достоевскую» планируется в 2028 году.
Подведем итоги. В Москве на данный момент строятся три абсолютно новые линии и новые станции на уже старых ветках. Такого нет нигде в мире.
Ни одна мировая столица не развивает транспорт такими темпами.
Москва является драйвером метростроения международного уровня. Город действительно становится ближе, разные районы сшиваются в единое целое скоростным транспортом. Таким образом и выстраивается город будущего.