По результата недавнего исследования платформы «Работа.ру» было выявлено, что средняя ожидаемая заработная плата по стране составляет 140 тысяч рублей. При этом ожидания женщин среди опрошенных составили 123 тысячи рублей, мужчин -160 тысяч. В тройку лидеров вошли такие сферы, как IT, индустрия красоты и строительная отрасль.
С учётом нынешней экономической ситуации работодатели вынуждены подстраиваться под ожидания зачастую прибегая к обману, лишь бы привлечь сотрудника/, хотя бы на какое-то время. Вот некоторые «ходовые» уловки, которые наверняка видел каждый, кто хоть раз искал работу.
- Огромные разбросы в суммах
Специалист по продаже недвижимости (без поиска клиентов) — от 250 000 ₽ за месяц, на руки.

Возьмём пример дохода риелтора. С учётом нынешней ситуации на рынке недвижимости, у риелторов далеко не каждый месяц происходят сделки. По каким подсчётам можно выйти на указанный доход — вопрос риторический. Зачастую эйчары специально завышают суммы за счёт надбавок, премий и бонусов, которые из-за завышенных планов показателей получить нереально. Сотрудник отдела подбора персонала получает премию за количество собеседований, потому в его интересах провести как можно больше встреч, порой даже за счёт ложной информации.
2. Точные до копейки суммы
Чаще всего их указывают государственные организации в приоритете у которых авторитет, надёжность и честность. Пытаются привлечь аудиторию «синицей в руке» с перспективой надежды на «журавля». И такие уловки тоже привлекут «свою» потенциальную аудиторию.
3. Пометка « До вычета НДФЛ»
Уловка, подсознательно производящая впечатление более высокой заработной платы. К тому же вакансия отобразится в выдаче гораздо большей аудитории, что увеличивает, таким образом, аудиторию поиска.
4. Но чаще всего попадаются вилки: «От…..» и «До…»
Вариант «От…» рисует заманчивую перспективу полёту воображения соискателя в истории, где «никто ничего конкретного не обещал». Тот же эффект производит фраза «До…». Как правило указывается внушительная сумма, которая производит впечатление перспективности предложения.
5. Сумма зарплаты не указывается вообще
Нередко на сайтах указывается даже такой вариант, чем руководствуется работодатель размещая такую недвусмысленную информацию?
- Работодатель пока что сам не определился с оплатой.
Когда вакансия только открывается, работодатель «прощупывает» почву, анализируя в какую сумму оценивается новая должность. Вполне возможно, что нужно будет совмещать смежные функции. Также уровень кандидатов может быть разным, а заработная плата обсуждается с каждым конкретным кандидатом в отдельности, учитывая его ожидания.
- Слишком скромная сумма.
Работодатель может умалчивать о заработной плате, если готов предложить ниже рыночного уровня, надеясь привлечь кандидата плюшками, социальным пакетом, льготами, должностными обязанностями, корпоративной жизнью. В описании вакансии внимание акцентируется на второстепенном, полностью опускается информация о доходе.
- Чтобы не обидеть тех, кто работает за меньшие деньги.
В данном случае работодатель не может всем повысить уровень заработной платы, для того, чтобы не обидеть сотрудников своей фирмы и не освещать разницу дохода.
- Не привыкли указывать.
Работодатель отталкивается от вывода, что сотрудник должен понимать средний размер зарплаты по данной должности. К тому же во многих компаниях запрещено раскрытие информации о заработной плате. Особенно трепетное отношение к нераспространению информации о топ- менеджерах, как среди собственных сотрудников, так и во вне.

Так для чего же работодатель идёт на уловки в описании вакансии?
- Большое количество вакансий на сайтах попросту фейковые для отчётности. На самом же деле места «отложены для трудоустройства знакомых и родственников, особенно часто подобная практика встречается в крупных престижных компаниях, так называемое «накручивание» статистики. Сотни тысяч объявлений- муляж. На самом же деле вакансии размещают либо для рекламы бренда и создания видимости роста, либо собирают резюме для базы кандидатов.
- Не все знают про обратную сторону бизнес-модели сайтов работы. Портал зарабатывает на продаже доступа к базе данных и подписках работодателей. Происходит прямая взаимосвязь соискателей и работодателей. Компании платят за известность, годами выставляя одни и те же вакансии. Соискатели же являются «товаром». Их данные — основной актив сайта. Так что, обман сайта не всегда является прямым обманом со стороны работодателя.
- Не слишком большой вес имеет трудовое законодательство. Если какие-то 5-10 лет назад работодатели еще старались соблюдать ТК РФ, то сейчас большинство пытается обходить закон всеми возможными способами. Начиная от оформления в штат по ГПХ, для того, чтобы не платить отпуска и заканчивая условными 2 часами в договоре, при том, что сотрудник работает полный рабочий день. С учётом того, что по закону работодатель не несёт ответственности за предоставление ложной информации, соответственно, с предоставленной на сайтах информации с него взятки гладки.
- Работодатели привыкли «выезжать» на «текучке» кадров. Неквалифицированный труд не требует длительной стажировки, соответственно, вложения в него минимальны. На собеседовании можно пообещать «золотые горы», когда со временем сотрудник поймёт, что обещания расходятся с реальностью, компании не составит труда найти другого кандидата по той же схеме. Таким образом, вакансия может годами висеть на сайте, а работодатель и дальше находить кандидатов, которые верят в лучшее.
Работодатели, как и все люди, врут по ряду причин:
- Потому, что уверены, что правда не откроется, а если и откроется, то очень не скоро.
- Потому, что хотят казаться лучше.
-Потому, что скрывают проблемы бизнеса.
- Потому, что не все считают это играющим роли для бизнеса.
- Хотят обмануть намеренно.








